Аннотация. В данной работе представлено эколого-экономическое обоснование планирования ликвидации аварийных разливов нефти в морских условиях на примере экологических катастроф связанных с нефтью в акваториях Мирового океана.

Ключевые слова: нефть, аварии и разливы нефти в акватории, планирование ликвидации разлива.

Ecological and economic substantiation of oil spill treatment planning in the marine environment

Abstract. The article presents ecological and economic substantiation of accidental oil spill treatment planning in the marine environment using the example of environmental disasters related to the oil in the World Ocean waters.

Keywords: oil, accidents and oil spills in the water area, spill treatment planning.

Добыча нефти человечеством передвигается всё дальше как в морские глубины так и на север. Эти два направления всё более усложняют работы по ликвидации аварийных разливов нефти. Особенные условия этих направлений благоприятны для ЧП катастрофических размеров и необходимо быть готовым к быстрым действиям реагирования на разлив. Любое нефтяное предприятие обязано быть готовым к аварийным разливам нефти. Обычно предприятия готовились к наиболее возможным авариям (работы по предупреждению и подготовке к реагированию на разливы). Аварии на нефтяном танкере Эксон Валдез двадцать лет назад и нефтяной платформы Дипуотер Хорайзен изменили это отношение. Стоит ли готовиться к ЧС необычайно большого масштаба если возможность её происшедствия очень мала? Так мала как 0,1% к 99,9%? История нам показала что да, стоит.

На современном этапе развития нефтедобывающей промышленности абсолютно ясными стали три положения: что, во первых, дешевле обходится работа по предотвращению и подготовке своевременной ликвидации аварийного разлива нефти чем ликвидация экологических и социо-экономических последствий аварии к которой не были готовы; во вторых, эффективность ликвидации аварийных разливов нефти беспрецендентного масштаба очень низка; и в третьих, не смотря на высокий уровень технологического развития и желание безаварийной добычи нефти аварии всё же происходят. Причины аварий бывают разные: технические, геологические, погодные, человеческий фактор. Часто причина не одна, а несколько. При этом важную роль играет человеческий фактор. Так в авариях танкера Эксон Валдез более двадцати лет назад на Аляске и нефтяной платформы Дипуотер Хорайзен в 2010 г. на территории Мексиканского залива, привёдших к экологическим катастрофам беспрецендентного масштаба, большую роль имел человеческий фактор.

Если экологические последствия недавней аварии в Мексиканском заливе полностью ещё не ясны, то о последствиях аварии на Эксон Бальдэс можно говорить более точно, что мы и рассмотрим в этой статье. Авария танкера Эксон Валдез (Exxon Valdez) произошла в заливе Принца Вильгельма (залив Принца Уильяма или залив Принс-Уильям — в Аляскинском заливе Тихого океана, США) в 1989 году. Танкер сел на риф при этом получив большую пробоину из которой вылилось 40900 т. нефти [1].

Действия по реагированию на разлив начали проводить только через 30 часов после аварии. Такая задержка привела к тому что нефтяное пятно расползлось на огромную территорию. Это и последующий шторм привели к тому что эфективность действий по ликвидации этого разлива нефти не смотря на все усилия были минимальны. Причиной задержки реагирования была полная неготовность компании Эксон (Exxon) к быстрым действиям. [2]

До этой аварии эта территория отличалась по своей красоте и природному богатству, а до постройки нефтепровода и начала транспортировки нефти — и по экологической чистоте. Это была самая богатая экосистема севера: много рыбы, морских млекопитающих и птиц. На момент аварии было начало сезона сельди которая приходила в это время на нерест в залив (к чему и готовились рыбаки). Разлив нефти с танкера Эксон Валдез стал экономическим кошмаром для местного населения которое жило за счёт рыбной ловли. Закрылась не только комерческая рыбная ловля, но и любая коммерческая деятельность, зависящиая от воды. Источники средств к существованию пострадали у 35000 человек. Удалось спасти лососевые рыбоводные заводы. Что касается дикой природы это другая история. [2]

Эта трагедия является одной из самых разрушительных экологических катастроф, причиной которой стал человеческий фактор. Было повреждено более 1300 километров береговой линии, разрушены жизни многих людей. Часть местных жителей после аварии покончили свою жизнь самоубийством, включая бывшего мэра города Кордоба, многие спились. В пострадавшей зоне пляжи были покрыты трупами морских обитателей: погибли 500000 птиц, 3000 морских нутрий и много других морских животных — половина экосистемы залива Принца Вильгельма. Было собрано около 5% разлитой нефти. До сих пор на побережье всего в нескольких сантиметрах под землёй находится нефть, а пляжи, на которых проводили очистку струями горячей воды под напором, стали безжизненными. Люди же учавствующие в этих работах по очистке потеряли здоровье (на июнь 1989 г. 11000 человек занимались очищением побережья от нефти по 8-12 часов в день, а каждый прилив приносил нефть заново). [2]

В марте 1994 г., пять лет после аварии, судебный процесс приговорил компанию Эксон к выплате 5 миллиардов долларов рыболовному сообществу, пострадавшему от разлива нефти. Сегодня эта сумма составляет выручку компании за 3,5 недель. Пока Эксон старался через апелляционные суды избежать этой оплаты, его промышленность изменила форму перевоза нефти через залив на самую надёжную: танкеры стали сопровождать большие буксиры — их работа состоит в том, чтобы гарантировать, что грузовое судно остаётся в своей полосе, а так же эти буксиры имеют лучшую радиолокационную систему и более качественный мониторинг береговой охраны. Всё это стоит компании Эксон 60 миллионов долларов в год. В 2008г. решением высшего суда 5 миллиардов долларов превратились в 580 миллионов и каждому рыбаку выпало по 12000 долларов. [2]

Авария танкера повлекла за собой широкомасштабную законодательную деятельность: улучшенный контроль, использование последних достижений науки, более строгие штрафы. В 1990 г. Был принят Закон о запрете загрязнения прибрежных вод нефтью, который сделал нефтяные компании ответственной стороной в случае разлива, и обязал их иметь на руках подробный план предупреждения катастрофы и, к тому же, покрывать расходы по очистке до 75 миллионов долларов. [3]

Экосистема залива очень медленно приходит в себя. Это касается популяции морской выдры и лосося. Касатки же находятся в процессе вымирания. В заливе живёт одна семья касаток из которой одна самка ушла со своими детёнышами в другую семейную группу, что не типично для поведения этих животных. Ловля сельди до сих пор закрыта. [2]

Разлив нефти является одной из самых сложных экологических задач для решения, т.к. нефть содержит одновременно тяжёлые и летучие углеводороды. Ликвидация, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений. Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты. При аварийных разлива нефти, как правило, крайне редко удается собрать более 10-15% пролитой в море нефти. И даже для такого скромного показателя необходимы достаточно благоприятные условия. Огромную важность имеет своевременное начало проведения работ по ликвидации нефтеразлива, и по этому компании просто обязаны быть готовыми к ЧС огромных масштабов и поддерживать в соответствующей степени готовности спасателей и технику.

Литература

  1. «The EXXON VALDEZ Oil Spill.» A Report to the President. http://www.uscg.mil/history/webshipwrecks/ExxonValdezNRT1989Report.pdf
  2. Oil Spill El Desastre del Derrame Petrolero del Exxon Valdéz # documental teleSUR TV https://www.youtube.com/watch?v=5lUQOiSWr-c
  3. «Ничего не изменилось после самой масштабной утечки нефти в Мексиканском заливе» Брайан Мерчант, 2015. https://www.vice.com/ru/read/how-the-biggest-most-expensive-oil-spill-in-history-changed-nothing-at-all-111