Моя исследовательская деятельность со школьниками началась в 2005 году. Я предложила ученикам
Одним из видов домашнего задания является эксперимент. Он стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Эксперимент сопровождается инструкциями, например: проследите за изменением окраски вишнёвого или смородинового варенья, свекольного сока в растворе лимонной кислоты и питьевой соды; вырастите кристаллы медного купороса. Два домашних эксперимента «Выращивание кристаллов различных солей в домашних условиях» (Шабарковская Л. 7 класс) и «Изучение роста кристаллов солей металлов в растворе силиката натрия» (Крутов А. 7 класс) были оформлены в виде научно-исследовательских работ и представлены на научно-практическую конференцию.
Заметила, что самостоятельное открытие, малейшая крупица знаний, добытая самим учеником, доставляет огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно, к самому процессу познания.
Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет внеурочная исследовательская деятельность, которая организуется с учащимися, увлечёнными данным видом деятельности, через участие в НОУ «Химия жизни», конкурсах, научно — практических конференциях.
Занимаясь исследовательской практикой, учащиеся приобретают специальные знания, проводят исследования и выполняют творческие работы. Степень самостоятельности ребят постепенно возрастает, поэтому работа НОУ усиливается групповыми занятиями, задачей которых является оказание индивидуальной помощи при выполнении проекта или исследовательской работы. На занятиях НОУ «Химия жизни» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (подбор проекта или исследовательской работы, изготовление чертежа, графика или диаграммы, защита проекта или исследовательской работы). Важно, чтобы учащийся был услышан и чтобы понял, что результат его работы интересен другим.
Вот некоторые работы моих учеников.
Интересную гипотезу предложила ученица 10 класса Макарова А. в исследовательской работе «Вода, которую мы пьём». «Не пей, Иванушка, козлёночком станешь», — предупреждала братца Алёнушка. Интересно, о какой беде предупредила бы она Иванушку сегодня, пожелай он приложиться к струйке, вытекающей из водопроводного крана?Цель работы: провести качественный анализ питьевой воды.
Вывод по работе: воду из крана в наше время пить небезопасно. Её желательно до- очищать. Можно обеспечить себя чистой питьевой водой — купить фильтр. Но не забудьте самое важное — вовремя поменять картридж, иначе в один прекрасный момент, одним глотком, вы можете отправить в себя всю таблицу Менделеева.Эта исследовательская работа рекомендована на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
В работе «Исследование моющих свойств туалетного мыла» (Савина Е.10 класс) интересная цель: 1. Обосновать справедливость рекламного ролика "Обычное мыло сушит кожу. Мыло DOVE кожу не сушит, т.к. на ¼ состоит из крема. 2. Научиться правильно выбирать туалетное мыло для ухода за своей кожей.
Гипотеза: если при производстве мыла щёлочь не используется, то за счёт чего мыло моет и стирает.
Исследовательская работа "Курение и его пагубное воздействие на организм подростка«(Захарова А. 11 класс).Цель:доказать пагубное действие табачного дыма на организм человека. Гипотеза:опасно ли курить?
Использовали прибор, изготовленный учениками. Прибор состоит из груши, резинового шланга, стеклянной трубки с ватой, сигареты. Свободный конец сигареты поджигался. Сжимая и разжимая грушу, имитировали процесс курения. Вещества оседали на вате, и она стала коричневого цвета. Экспериментально проверили влияние табачного дыма на живые организмы. Эта работа заняла призовые места на районной и областной конференциях, на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура».
Исследовательская работа «Химия и любовь» (Гурская З. 11 класс)
Цель:сформировать научное представление о гармонии любви между мужчиной и женщиной, выяснить влиянием каких веществ в организме человека она сопровождается и какими процессами обеспечивается?
Гипотеза: можно ли вывести формулу любви? Существуют ли человеческие феромоны?
Вот к какому результату пришли мои исследователи: в основе любви лежит химия! Как бы ни хотелось нам, заключить химию любви в пробирку и создать аромат, придающий нам неотразимую привлекательность, это пока невозможно! Формула любви, не раскрытая Калиостро, остаётся загадкой и для современных учёных. Эту работу можно прочитать в Интернете на сайтеwww.project.1septemder.ru
В исследовательском проекте"Соль в нашей жизни" (Антонова А. 6 класс) ученица задаёт вопрос: «Среди всех солей самая главная и основная та, которую мы называем просто солью. Почему именно хлорид натрия — вещество номер один среди всех солей земли? В разных странах люди употребляют в пищу разные продукты. И только один продукт везде одинаков — поваренная соль — хлорид натрия».
В этой работе ученица поставила четыре гипотезы:1.Предположим, что значение соли в жизни человека и живых существ очень велико и значимо. 2. Допустим, что соль очень вредна и отрицательно сказывается на живых организмах. 3. Что если, соль может быть как полезна, так и вредна. 4. Возможно, что нет никаких ограничений в употреблении соли.
Вывод: соль — неотъемлемая часть всего живого на земле. Подтвердились первая и третья гипотезы. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль для вас останется только другом.
Исследовательский практико-ориентированный проект «Химический анализ в криминалистике» Князевой Е. ученицы 10 класса, выбран неслучайно. По окончании школыЛиза мечтает поступить в высшую школу милиции, а химические методы изучают в криминалистической практике.Гипотеза: возможно ли химическими реактивами, имеющимися в школьной лаборатории, обнаружить улики преступника. Цель:ознакомиться с химическими методами, применяемыми в криминалистике. В процессе работы удалось провести некоторые опыты. Гипотеза подтвердилась.Вывод:расследование практически любого преступления невозможно без химии. Методы «мокрой химии» уступают приборному анализу. Но расшифровать диаграммы, формулы и сделать выводы может только специалист — человек, хорошо знающий химию.
За весь период исследовательской работы мои ученики выполнили более 40 исследовательских работ разной тематики.
Библиографический список
- Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11классы. М.: ВАКО, 2018.-160 с.
- Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегрированных учебных проблем: 8 — 9 классы: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 256 с.
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов. //Завуч. −2005. — № 6.
- Новикова С.А. Развивающий потенциал учебного исследования. //Воспитание школьников — 2007. — № 2.
- https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-po-himii-v-ramkah-fgos-559627.html
- https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/10/24/statya-iz-opyta-raboty-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-po
- https://avidreaders.ru/download/organizaciya-i-rukovodstvo-issledovatelskoy-deyatelnostyu-shkolnikov.html?f