За годы независимости наша страна достигла равноправия и сотрудничества, углубления взаимопонимания на основе взаим­ного уважения между представителями различных наций и народ­ностей, проживающих в нашей стране, ибо все эти вопросы были обозначены в качестве приоритетов обеспечения прав и свобод человека. Во многом этому способствовала и толерантность, при­сущая нашему народу, имеющая глубокие корни. Акцентируя вни­мание на этом, первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал, что "решающее значение в обеспечении стабильности и реализа­ции широкомасштабных реформ по обновлению страны сы­грала проводимая с первых же дней независимости огромная и целенаправленная работа по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия в стране, усилению духов­ного и нравственного воспитания, возвращению к своим кор­ням, повышению политического сознания и правовой культу­ры населения.

Благотворно влияет на умонастроение людей созданный в обществе климат, когда в полной мере проявляются свой­ственные издревле нашему народу такие человеческие черты, как взаимопонимание и взаимотерпимость, открытость и то­лерантность, доброта, гостеприимство и душевная щедрость [1].

Сегодня в республике созданы и совершенствуются все усло­вия для мирного сосуществования представителей всех наций, на­родностей и религий. Все граждане нашей республики имеют рав­ные конституционные права на выражение национальных и рели­гиозных свобод. В статье 8 Конституции Республики Узбекистан сказано: "Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности" [2].

Статья 31 гласит: "Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение ре­лигиозных взглядов" [3].

Узбекистан с первых дней своей независимости уделяет особое внимание укреплению межнационального согласия и сотрудниче­ства.

В общественном сознании утвердилось понимание культур­ного, религиозного и языкового многообразия как естественно­го состояния и человеческого достояния.

Из истории нашего отечества известно, что узбекский народ великодушно относился к любым религиям и их последо­вателям. В качестве примера можно привести данные 1897 года, когда население сегодняшнего Узбекистана состояло из предста­вителей 70 наций и народностей. К 1927 году эта цифра вырос­ла до 90 и, прогрессивно повышаясь, на сегодняшний день она составляет 136. В Республике Узбекистан проживают в дружбе и сотрудни­честве представители более 130 этносов и 16 конфессий [4].

По­сле достижения независимости большое внимание уделяется развитию всех наций и национальных групп, живущих в стра­не, формированию межнациональных, межконфессиональных, межъязыковых, межрасовых отношений на основе общепри­знанного в мировой цивилизации принципа толерантности, созданию равных условий и возможностей для представителей всех наций, конфессий, языков и рас.

Сегодня независимо от национальной принадлежности каждый человек, считающий себя гражданином Узбекистана, пользуется равными правами и активно участвует в социальной, экономической, политической и культурной жизни общества. Естественно, такое качественное состояние достигнуто ценой немалых усилий. Надо отметить, что закрепление в Конституции положения о том, что "все граж­дане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, лично­го и общественного положения« [5], создало политико-правовую ос­нову для таких достижений. Кроме того, большое значение имело то, что Узбекистан проявил твердую волю в обеспечении уваже­ния к языку, традициям, обычаям и культуре различных наций и народностей, создании необходимых условий для их развития, запрещении деятельности, направленной на ущемление консти­туционных прав и свобод граждан, пропагандирующей социаль­ную, национальную, расовую и религиозную вражду.

Прежде всего стоит отметить, что на основе Основного Закона принят ряд других законов касательно защиты прав граждан различ­ных национальностей, проживающих в нашей стране. Так, в част­ности, действует Закон «О свободе совести и религиозных органи­зациях», который отражает новое отношение государства к религии. Основные положения Конституции и данного закона обеспечивают равные условия как для исповедующих любую религию, так и не исповедующих никакую, запрещают какой-либо элемент принужде­ния в вопросах веры. Более 90 процентов населения республики ис­поведует ислам, около 4 процентов — православие, остальные явля­ются представителями других конфессий. Для гармонизации взаимоотношений государства и ре­лигий при правительстве республики функционирует специальный орган — Комитет по делам религий. Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский исламский институт, 9 медресе, православную и про­тестантскую семинарии. Все эти учебные заведения воспитывают духовно богатое поколение в духе межрелигиозного и националь­ного согласия, межконфессиональной толерантности. В Самарканде функци­онирует Международный центр Имама Бухари. За годы независи­мости были построены и отреставрированы не только мусульман­ские святыни, но и десятки церквей, синагог и молельных домов. К их числу относятся православные храмы в Ташкенте, Самарканде, Навои, католический костел и буддийский храм в Ташкенте и армя­но-апостольская церковь в Самарканде.

Формирование гражданского общества возможно лишь при на­личии фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность — непременное условие процветания и развития современной цивилизации.

На сегодняшний день на территории республики зарегистриро­вано 2225 религиозных организаций, принадлежащих 16 различ­ным конфессиям, из них мусульманских мечетей 2038, тогда как в 1990 году их количество составляло 86 единиц. Также в Узбекистане осуществляют свою деятельность 159 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, общество кришнаитов и буддийский храм.

Гарантированная национальным законодательством свобода вероисповедания создала все необходимые условия для удовлет­ворения религиозных нужд гражданам — пред­ставителям национальных и этнических групп, испо­ведующих почти все направления христианства, а также буддизм, бахаизм, иудаизм и учения Кришны. Согласно национальному за­конодательству Узбекистана, ограничения в количестве религиоз­ных организаций или их сроках не предусмотрены.

При Комитете по делам религий для тесного взаимодействия с религиозными организациями, оказания содействия в осущест­влении деятельности различным религиозным конфессиям, со­вместной выработки предложений и мер по обеспечению межре­лигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, раз­вития культуры, межконфессионального диалога образован Совет по делам конфессий. В состав Совета по делам конфессий входят руководители Управления мусульман Узбекистана, Ташкентской и Узбекистанскои епархии Русской Православной церкви (РПЦ), Римско-католической церкви, Союза церквей Евангельских хри­стиан-баптистов, Центра церквей христиан полного Евангелия, Евангелическо-лютеранской церкви, еврейской общины Ташкента.

Сегодня в Узбекистане функционируют более 140 националь­но-культурных центров. Они играют позитивную роль "в процессе политического, экономического, культурно-духовного переустрой­ства многонационального общества Узбекистана« [6].

Представители различных наций и народностей нашей страны широко представлены в центральных и местных органах власти. Среди них есть сенаторы, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей, руководители крупных предпри­ятий и организаций. Многонациональны наши махалли, и во главе их сегодня стоят представители десятков национальностей — рус­ские, татары, казахи, корейцы, уйгуры, армяне, таджики... Труд наших сограждан независимо от национальности высоко оценива­ется государством. За годы независимости сотни граждан разных национальностей награждены высокими правительственными на­градами.

Как яркое проявление гражданского общества в республике действует Закон о неправительственных и некоммерческих орга­низациях. Все они, являясь общественными объединениями, не только успешно развивают свою самобытную национальную культуру, но и ведут воспитательную работу среди молодежи в духе уваже­ния культурных ценностей всех наций и народностей. Они, пре­жде всего, зарекомендовали себя выразителями интересов нацио­нальных диаспор и как органы самоуправления граждан решают самые различные вопросы повседневной жизни. При отдельных национальных культурных центрах успешно функционируют вос­кресные школы, в которых как молодежь, так и взрослое население имеют возможность приобщиться к национальной истории, куль­туре, традициям своего народа, изучать родной язык. Многие цен­тры сотрудничают с общеобразовательными школами, ведущими преподавание на языках представителей разных национальностей, населяющих нашу страну. Сейчас в Узбекистане функционируют школы с русским, каракалпакским, казахским, таджикским, турк­менским, кыргызским языками обучения. В ряде вузов осущест­вляется подготовка преподавательских кадров для таких школ, во всех университетах страны функционируют факультеты и кафе­дры русской филологии.

Толерантность немыслима без свободы слова. Только гаранти­рованное законом право самовыражения позволяет человеку от­стаивать свои убеждения, предполагая уважительное отношение к ним со стороны другой личности, коллектива или государства.

Сейчас в стране средства массовой информации распростра­няются на 12 языках, из них 502 наименования издаются на уз­бекском языке, 164 издания — на двух и более языках, а 84 изда­ния — на 3-4 языках (узбекский, русский, каракалпакский, тад­жикский).

В Узбекистане печатаются центральные издания других на­циональностей, такие как «Коре Синмун» на корейском языке, «Овози Тожик» на таджикском языке, «Нурли жол» на казахском языке. Издаются газеты армянской диаспоры «Апага», на корей­ском и русском языках — «Тхонил — Единство», на таджикском язы­ке — «Булбулча Доно», которые имеют свой широкий читательский круг.

В районах компактного проживания представителей других на­циональностей издаются газеты на языках этих национальностей. Например, на таджикском языке издаются газеты «Овози Самар­канд» в Самаркандской области, «Истиклол йули» и «Садои Сух» в Ферганской области.

В Республике Каракалпакстан издаются около 40 газет и 7 журналов. Более 80% этих изданий выходят на каракалпакском языке.

Показательно и то, что телерадиокомпания страны ведет свои передачи на различных языках. Такие телевизионные и радиопередачи, как «Под единым не­бом», «В единой семье», «Узбекистан — наш общий дом», «Чинсен», «Дидар», «Стремясь быть справедливым», «Рондо», «Эламан» освещают историю и современность проживающих в Узбе­кистане наций, этносов и народностей, их культуру и искусство, особенности национальных обычаев и традиций и направлены на укрепление межнационального взаимопонимания и согласия, межкультурных связей и коммуникаций.

По государственному радиоканалу выдается в эфир более 20 телевизионных и радиопередач на языках проживающих в стране наций и народностей, в частности, на корейском, таджикском, ка­захском, каракалпакском, русском, туркменском, татарском, уйгур­ском, кыргызском, а также других языках.

Представители различных национальностей, проживающих в Узбекистане, свободно пользуются своим языком и в процессе ре­ализации своих прав в сфере правосудия.

Культура толерантности, развивающаяся в Узбекистане, высоко оценивается учеными и политологами разных стран. Вот что пи­шет об этом Февзи Якубов, Герой Украины, ректор Крымского го­сударственного индустриально — педагогического института: "Когда речь идет о достижениях мировой цивилизации, их, как правило, оценивают вкладом Греции и Италии в науку, Англии и Франции в культуру, Германии и Америки в технику, Японии и Швеции в технологию. Если этот список продолжить вкладом в добро, мир, любовь к ближнему, то в первые строчки надо обязательно вписать Узбекистан. И если по этим бесценным человеческим ценностям проводилась бы рейтинговая оценка между народами и странами, то, не сомневаюсь, один из самых высоких рейтингов имел бы уз­бекский народ и Узбекистан«[7].

В январе 2012 года Республиканский интернациональный куль­турный центр (РИКЦ) отметил свое 20-летие. Учрежденный по инициативе первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, Интерцентр вносит свою лепту в совершенствование межнациональных отношений, удовлетворе­ние национально-духовных потребностей проживающих в стране представителей различных наций и народностей, оказывает прак­тическую и методическую помощь культурным центрам в сохра­нении и развитии присущих каждой нации обычаев и традиций, ведет многоплановую работу по стимулированию и поощрению инициатив, направленных на утверждение принципов толерант­ности, развитие культуры межнациональных отношений, подклю­чает к решению всех этих вопросов различные государственные и общественные организации. Одним из главных направлений его деятельности является обеспечение активного участия наших со­отечественников разных национальностей в общественно-полити­ческой, экономической жизни страны, в том числе в подготовке и проведении важных событий, приуроченных к всенародным праздникам, другим знаменательным датам.

С целью координации всей этой работы при РИКЦ создан Об­щественный совет, в состав которого входят представители раз­личных государственных и общественных организаций, в том чис­ле руководители национальных культурных центров. Мы тесно сотрудничаем со многими государственными и об­щественными организациями. Среди них Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, Комитет женщин, республиканское молодежное обще­ственное движение «Камолот», объединение «Тасвирий ойина», Фонды «Махалля» и «Нуроний» и др.

Развивая свою культуру в тесном единстве с узбекской и ми­ровой культурой, нации и народности Узбекистана обретают единую ментальность, общую философию поведения, формируют единый нравственный стержень, который все годы независимости был источником меж­национального согласия.

Сегодня в Узбекистане царит прочное межнациональное согла­сие, которое имеет глубокие исторические корни. Наша благодат­ная земля в течение тысячелетий находилась на пересечении дорог Великого шелкового пути. Здесь располагались центры мировой торговли, культуры, науки. Огромный импульс их расцвету дава­ли свойственные испокон веков нашему народу толерантность, гостеприимство, доброта, уважение к другой культуре и религии. Всегда в нашем крае звучала разноязыкая речь, действовали храмы различных конфессий, мирно сосуществовали и развивались тра­диции и обычаи многих народов.

Се­годня мы с гордостью можем сказать, что представители разных национальностей вносят достойный вклад в укрепление независи­мости нашего государства, строительство демократического и эко­номически благополучного общества.

Литература:

  1. См. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Прези­дента Республики Узбекистан, посвященном 16-ой годовщине независимости Узбекистана // «Народное слово», 2007, 31 августа.
  2. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: «Узбекистан», 2015. — С. 5.
  3. Там же. — С. 8.
  4. Мирзиёев Ш.М.. Эркин ва фаровон, демократик Ўзбекистон давлатини мард ва олижаноб халқимиз билан бирга қурамиз// Шавкат Мирзиёевнинг Ўзбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига бағишланган Олий Мажлис палаталарининг қўшма мажлисидаги нутқи. «Адолат» газетаси. 2016-йил, 16-декабр. № 53 (1117).- Б. 2.
  5. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: «Узбекистан», 2015. — С. 6.
  6. Каримов И А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, усло¬вия и гарантии прогресса. — Ташкент, 1997. — С. 80.
  7. Якубов Ф. Память о добром // Ўзбекистон Конституцияси — буюк келажагимиз кафолати. — Т.: Фалсафа ва ҳуқуқ институти, 2009, 100-бет.