За годы независимости наша страна достигла равноправия и сотрудничества, углубления взаимопонимания на основе взаимного уважения между представителями различных наций и народностей, проживающих в нашей стране, ибо все эти вопросы были обозначены в качестве приоритетов обеспечения прав и свобод человека. Во многом этому способствовала и толерантность, присущая нашему народу, имеющая глубокие корни. Акцентируя внимание на этом, первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал, что "решающее значение в обеспечении стабильности и реализации широкомасштабных реформ по обновлению страны сыграла проводимая с первых же дней независимости огромная и целенаправленная работа по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия в стране, усилению духовного и нравственного воспитания, возвращению к своим корням, повышению политического сознания и правовой культуры населения.
Благотворно влияет на умонастроение людей созданный в обществе климат, когда в полной мере проявляются свойственные издревле нашему народу такие человеческие черты, как взаимопонимание и взаимотерпимость, открытость и толерантность, доброта, гостеприимство и душевная щедрость [1].
Сегодня в республике созданы и совершенствуются все условия для мирного сосуществования представителей всех наций, народностей и религий. Все граждане нашей республики имеют равные конституционные права на выражение национальных и религиозных свобод. В статье 8 Конституции Республики Узбекистан сказано: "Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности" [2].
Статья 31 гласит: "Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов" [3].
Узбекистан с первых дней своей независимости уделяет особое внимание укреплению межнационального согласия и сотрудничества.
В общественном сознании утвердилось понимание культурного, религиозного и языкового многообразия как естественного состояния и человеческого достояния.
Из истории нашего отечества известно, что узбекский народ великодушно относился к любым религиям и их последователям. В качестве примера можно привести данные 1897 года, когда население сегодняшнего Узбекистана состояло из представителей 70 наций и народностей. К 1927 году эта цифра выросла до 90 и, прогрессивно повышаясь, на сегодняшний день она составляет 136. В Республике Узбекистан проживают в дружбе и сотрудничестве представители более 130 этносов и 16 конфессий [4].
После достижения независимости большое внимание уделяется развитию всех наций и национальных групп, живущих в стране, формированию межнациональных, межконфессиональных, межъязыковых, межрасовых отношений на основе общепризнанного в мировой цивилизации принципа толерантности, созданию равных условий и возможностей для представителей всех наций, конфессий, языков и рас.
Сегодня независимо от национальной принадлежности каждый человек, считающий себя гражданином Узбекистана, пользуется равными правами и активно участвует в социальной, экономической, политической и культурной жизни общества. Естественно, такое качественное состояние достигнуто ценой немалых усилий. Надо отметить, что закрепление в Конституции положения о том, что "все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения« [5], создало политико-правовую основу для таких достижений. Кроме того, большое значение имело то, что Узбекистан проявил твердую волю в обеспечении уважения к языку, традициям, обычаям и культуре различных наций и народностей, создании необходимых условий для их развития, запрещении деятельности, направленной на ущемление конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующей социальную, национальную, расовую и религиозную вражду.
Прежде всего стоит отметить, что на основе Основного Закона принят ряд других законов касательно защиты прав граждан различных национальностей, проживающих в нашей стране. Так, в частности, действует Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который отражает новое отношение государства к религии. Основные положения Конституции и данного закона обеспечивают равные условия как для исповедующих любую религию, так и не исповедующих никакую, запрещают какой-либо элемент принуждения в вопросах веры. Более 90 процентов населения республики исповедует ислам, около 4 процентов — православие, остальные являются представителями других конфессий. Для гармонизации взаимоотношений государства и религий при правительстве республики функционирует специальный орган — Комитет по делам религий. Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский исламский институт, 9 медресе, православную и протестантскую семинарии. Все эти учебные заведения воспитывают духовно богатое поколение в духе межрелигиозного и национального согласия, межконфессиональной толерантности. В Самарканде функционирует Международный центр Имама Бухари. За годы независимости были построены и отреставрированы не только мусульманские святыни, но и десятки церквей, синагог и молельных домов. К их числу относятся православные храмы в Ташкенте, Самарканде, Навои, католический костел и буддийский храм в Ташкенте и армяно-апостольская церковь в Самарканде.
Формирование гражданского общества возможно лишь при наличии фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность — непременное условие процветания и развития современной цивилизации.
На сегодняшний день на территории республики зарегистрировано 2225 религиозных организаций, принадлежащих 16 различным конфессиям, из них мусульманских мечетей 2038, тогда как в 1990 году их количество составляло 86 единиц. Также в Узбекистане осуществляют свою деятельность 159 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, общество кришнаитов и буддийский храм.
Гарантированная национальным законодательством свобода вероисповедания создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных нужд гражданам — представителям национальных и этнических групп, исповедующих почти все направления христианства, а также буддизм, бахаизм, иудаизм и учения Кришны. Согласно национальному законодательству Узбекистана, ограничения в количестве религиозных организаций или их сроках не предусмотрены.
При Комитете по делам религий для тесного взаимодействия с религиозными организациями, оказания содействия в осуществлении деятельности различным религиозным конфессиям, совместной выработки предложений и мер по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, развития культуры, межконфессионального диалога образован Совет по делам конфессий. В состав Совета по делам конфессий входят руководители Управления мусульман Узбекистана, Ташкентской и Узбекистанскои епархии Русской Православной церкви (РПЦ), Римско-католической церкви, Союза церквей Евангельских христиан-баптистов, Центра церквей христиан полного Евангелия, Евангелическо-лютеранской церкви, еврейской общины Ташкента.
Сегодня в Узбекистане функционируют более 140 национально-культурных центров. Они играют позитивную роль "в процессе политического, экономического, культурно-духовного переустройства многонационального общества Узбекистана« [6].
Представители различных наций и народностей нашей страны широко представлены в центральных и местных органах власти. Среди них есть сенаторы, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей, руководители крупных предприятий и организаций. Многонациональны наши махалли, и во главе их сегодня стоят представители десятков национальностей — русские, татары, казахи, корейцы, уйгуры, армяне, таджики... Труд наших сограждан независимо от национальности высоко оценивается государством. За годы независимости сотни граждан разных национальностей награждены высокими правительственными наградами.
Как яркое проявление гражданского общества в республике действует Закон о неправительственных и некоммерческих организациях. Все они, являясь общественными объединениями, не только успешно развивают свою самобытную национальную культуру, но и ведут воспитательную работу среди молодежи в духе уважения культурных ценностей всех наций и народностей. Они, прежде всего, зарекомендовали себя выразителями интересов национальных диаспор и как органы самоуправления граждан решают самые различные вопросы повседневной жизни. При отдельных национальных культурных центрах успешно функционируют воскресные школы, в которых как молодежь, так и взрослое население имеют возможность приобщиться к национальной истории, культуре, традициям своего народа, изучать родной язык. Многие центры сотрудничают с общеобразовательными школами, ведущими преподавание на языках представителей разных национальностей, населяющих нашу страну. Сейчас в Узбекистане функционируют школы с русским, каракалпакским, казахским, таджикским, туркменским, кыргызским языками обучения. В ряде вузов осуществляется подготовка преподавательских кадров для таких школ, во всех университетах страны функционируют факультеты и кафедры русской филологии.
Толерантность немыслима без свободы слова. Только гарантированное законом право самовыражения позволяет человеку отстаивать свои убеждения, предполагая уважительное отношение к ним со стороны другой личности, коллектива или государства.
Сейчас в стране средства массовой информации распространяются на 12 языках, из них 502 наименования издаются на узбекском языке, 164 издания — на двух и более языках, а 84 издания — на
В Узбекистане печатаются центральные издания других национальностей, такие как «Коре Синмун» на корейском языке, «Овози Тожик» на таджикском языке, «Нурли жол» на казахском языке. Издаются газеты армянской диаспоры «Апага», на корейском и русском языках — «Тхонил — Единство», на таджикском языке — «Булбулча Доно», которые имеют свой широкий читательский круг.
В районах компактного проживания представителей других национальностей издаются газеты на языках этих национальностей. Например, на таджикском языке издаются газеты «Овози Самарканд» в Самаркандской области, «Истиклол йули» и «Садои Сух» в Ферганской области.
В Республике Каракалпакстан издаются около 40 газет и 7 журналов. Более 80% этих изданий выходят на каракалпакском языке.
Показательно и то, что телерадиокомпания страны ведет свои передачи на различных языках. Такие телевизионные и радиопередачи, как «Под единым небом», «В единой семье», «Узбекистан — наш общий дом», «Чинсен», «Дидар», «Стремясь быть справедливым», «Рондо», «Эламан» освещают историю и современность проживающих в Узбекистане наций, этносов и народностей, их культуру и искусство, особенности национальных обычаев и традиций и направлены на укрепление межнационального взаимопонимания и согласия, межкультурных связей и коммуникаций.
По государственному радиоканалу выдается в эфир более 20 телевизионных и радиопередач на языках проживающих в стране наций и народностей, в частности, на корейском, таджикском, казахском, каракалпакском, русском, туркменском, татарском, уйгурском, кыргызском, а также других языках.
Представители различных национальностей, проживающих в Узбекистане, свободно пользуются своим языком и в процессе реализации своих прав в сфере правосудия.
Культура толерантности, развивающаяся в Узбекистане, высоко оценивается учеными и политологами разных стран. Вот что пишет об этом Февзи Якубов, Герой Украины, ректор Крымского государственного индустриально — педагогического института: "Когда речь идет о достижениях мировой цивилизации, их, как правило, оценивают вкладом Греции и Италии в науку, Англии и Франции в культуру, Германии и Америки в технику, Японии и Швеции в технологию. Если этот список продолжить вкладом в добро, мир, любовь к ближнему, то в первые строчки надо обязательно вписать Узбекистан. И если по этим бесценным человеческим ценностям проводилась бы рейтинговая оценка между народами и странами, то, не сомневаюсь, один из самых высоких рейтингов имел бы узбекский народ и Узбекистан«[7].
В январе 2012 года Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ) отметил свое
С целью координации всей этой работы при РИКЦ создан Общественный совет, в состав которого входят представители различных государственных и общественных организаций, в том числе руководители национальных культурных центров. Мы тесно сотрудничаем со многими государственными и общественными организациями. Среди них Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, Комитет женщин, республиканское молодежное общественное движение «Камолот», объединение «Тасвирий ойина», Фонды «Махалля» и «Нуроний» и др.
Развивая свою культуру в тесном единстве с узбекской и мировой культурой, нации и народности Узбекистана обретают единую ментальность, общую философию поведения, формируют единый нравственный стержень, который все годы независимости был источником межнационального согласия.
Сегодня в Узбекистане царит прочное межнациональное согласие, которое имеет глубокие исторические корни. Наша благодатная земля в течение тысячелетий находилась на пересечении дорог Великого шелкового пути. Здесь располагались центры мировой торговли, культуры, науки. Огромный импульс их расцвету давали свойственные испокон веков нашему народу толерантность, гостеприимство, доброта, уважение к другой культуре и религии. Всегда в нашем крае звучала разноязыкая речь, действовали храмы различных конфессий, мирно сосуществовали и развивались традиции и обычаи многих народов.
Сегодня мы с гордостью можем сказать, что представители разных национальностей вносят достойный вклад в укрепление независимости нашего государства, строительство демократического и экономически благополучного общества.
Литература:
- См. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном
16-ой годовщине независимости Узбекистана // «Народное слово», 2007, 31 августа. - Конституция Республики Узбекистан. — Т.: «Узбекистан», 2015. — С. 5.
- Там же. — С. 8.
- Мирзиёев Ш.М.. Эркин ва фаровон, демократик Ўзбекистон давлатини мард ва олижаноб халқимиз билан бирга қурамиз// Шавкат Мирзиёевнинг Ўзбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига бағишланган Олий Мажлис палаталарининг қўшма мажлисидаги нутқи. «Адолат» газетаси.
2016-йил, 16-декабр. № 53 (1117).- Б. 2. - Конституция Республики Узбекистан. — Т.: «Узбекистан», 2015. — С. 6.
- Каримов И А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, усло¬вия и гарантии прогресса. — Ташкент, 1997. — С. 80.
- Якубов Ф. Память о добром // Ўзбекистон Конституцияси — буюк келажагимиз кафолати. — Т.: Фалсафа ва ҳуқуқ институти, 2009,
100-бет.