В статье рассматриваются вопросы планируемого политического устройства Бессарабии, как автономного образования в составе России, которые возникли в бессарабском обществе после Февральской революции 1917г.

Ключевые слова: Бессарабия, политическое устройство, автономия съезды духовенства и мирян, Всероссийский съезд, Февральская революция.

Февральская революция 1917г. и последующее отречение императора Николая II от престола стало отправной точкой социально-политических преобразований в России. На окраинах бывшей империи резко возросли сепаратные тенденции, которые во многом были обусловлены политикой Временного правительства, предлагавшим «начала устроения жизни народов Великой России на принципах самоопределения, децентрализации и выборного начала во всех областях жизни политической, религиозной, просветительной, административно-судебной, земельной (аграрной) и др.» [10, Л. 1].

Политическое устройство Бессарабии, которая была присоединена к Российской империи по окончании Русско-турецкой войны 16 мая 1812г., представляло собой классический пример широкой автономии. Согласно Букарестскому трактату выделенная из состава Молдаво-Влахернского княжества Бессарабия, получила права широкого автономного управления, которые были закреплены в «Уставе образования Бессарабской области». Во главе управления Бессарабией находился Верховный Совет, которому принадлежала высшая административная и судебная власть в области [6, С. 11–12]. Более того, Верховный Совет имел полномочия вынесения обязательных для Бессарабской области законодательных актов, которые утверждались непосредственно императором. Решения Совета носили статус окончательных, однако недовольный таковыми решениями житель Бессарабии мог обратиться в целях их обжалования непосредственно к императору. Причем за жителями Бессарабской области сохранялись их сословная принадлежность, прежние права и привилегии.

8 (21) марта в Тирасполе было официально объявлено о том, что верховная власть в стране перешла к Временному правительству, что повлекло за собой упразднение местных государственных органов и создание комиссариатов. Население, в целом, признало легитимность новой власти [7, Л. 2], однако Бессарабии не удалось избежать двоевластия, поскольку на территории региона стали быстро возникать Советы [3, С. 13].

Во второй половине марта 1917 была создана Молдавская национальная партия (МНП), агенты влияния которой начали продвигать идею об объединении Румынии и Бессарабии [1, С. 56]. Однако перспектива такого объединения была воспринята основной массой населения Бессарабии крайне негативно. Несколько агитаторов были убиты крестьянами [1, С. 62]. Тогда в среде МНП возникла мысль о постепенном сближении Румынии и Бессарабии, первым этапом которого должна была стать широкая автономия Бессарабии [5, С. 127]. Идея об автономном существовании Бессарабии в составе России основной массой населения воспринималась положительно, но трактовалась различно [2, 24-25].

На первом епархиальном съезде духовенства и мирян Бессарабии, который проходил в Кишиневе с 18 по 25 апреля 1917г. были затронуты вопросы, в том числе предусматривающие изменение политического устройства бывшей окраины Российской империи. Указанный съезд выработал тезисы политического устройства Бессарабии, которая предполагала широкую автономию в составе обновленной России. Выработанные на епархиальном съезде тезисы о политической жизни Бессарабии были озвучены на Всероссийском съезде духовенства и мирян, который проходил с 1 по 12 июня в Москве. Несмотря на то что предложенные Всероссийскому съезду тезисы выглядели явно недоработанными, они представляли собой один из первых политических документов принятых российской церковной общественностью.

Предполагаемое политическое устройство Бессарабии, прежде всего, представлялось участниками съездов, как естественное развитие возвещенных Временным правительством принципов "самоопределения, децентрализации и выборного начала«[10, Л. 1]. Однако предлагаемое политическое устройство ни в коей мере не предполагало отделение Бессарабии от России и принцип «Единой, неделимой, великой Родины России, при единстве Верховной власти, войска и флота, монеты, таможни и общих государственных расходов» был провозглашен как базовый на основе которого вырабатывались остальные положения декларации [10, Л. 1].

Тезисом о высшем управлении предполагалось, что по-прежнему будет функционировать Верховный Совет, который, однако, утрачивал законодательную составляющую своих полномочий и осуществлял лишь административно-исполнительную власть во всех сферах жизни Бессарабии, на основании местного законодательства [10, Л. 1об.].

Законодательные функции принимало на себя «Собрание народных представителей», которое учреждалось "на широких демократических началах свободы, равенства и братства"[10, Л. 2] и осуществлялось на принципах самоуправления всех административно-территориальных единиц Бессарабской области. Согласно постановлению съезда Собрание народных представителей должно было "иметь право учредительного собрания для определения начал и издания местных законов самоуправления автономной Бессарабии по всем сторонам жизни«[10, Л. 2].

Народные представители были призваны заниматься не только законотворческой деятельностью, но также они избирали членов Верховного Совета путем «всеобщего, равного, прямого и тайного голосования» [10, Л. 1об.]. Предполагалось, что в состав Верховного совета войдет один из епископов автономной бессарабской церкви [8, Л. 1].Таким образом, высшая власть в Бессарабии принадлежала Собранию народных представителей, один из которых, по выбору, представлял интересы Бессарабской области в общероссийском правительстве.

Претерпело изменение и положение о вооруженных силах Бессарабии. Предполагалось, что армия будет целиком состоять из граждан Бессарабии. Причем любой выходец из Бессарабской области мог вернуться на территорию автономии и проходить воинскую службу здесь. Планировалось, что в мирное время вооруженные силы Бессарабии будут находиться только на территории автономии. Обучение солдат предполагалось проводить на понятном для них языке, однако высшему командованию предписывалось говорить на русском языке.

Вопрос об использовании языка национального и межнационального общения был одним из наиболее значимых для делегатов епархиального съезда. Ими было принято решение, что административное управление, судопроизводство и богослужение должно проводится на языке местного населения. Однако, поскольку Бессарабия все-таки остается в составе России русский язык остается государственным. Он устанавливается в качестве обязательного предмета для «обучения во всех школах Бессарабии — низших, средних и высших; в низших школах для молдаван обучение всех предметов на молдавском языке» [10, Л. 1об.].

Съездом было определено, что изучение истории Бессарабии и молдавского народа, культуры, литературы, молдавского национального пения в низших, средних и высших школах Бессарабии должно проводится непременно на молдавском языке, тогда как преподавание остальных предметов должно осуществляться на русском языке. Что касается изучения местной истории, культуры и литературного наследия, то она представлялась обязательной для учеников молдавской национальности, а для представителей иных наций и этнических групп — по их желанию.

Со знанием языка тесно связаны выборы должностных лиц в гражданские и церковные учреждения Бессарабии Согласно решению съезда, руководители могли быть избраны из состава всех национальностей проживающих в данной местности. Однако преимуществом обладали те, кто молдавским, как языком преобладающей части населения Бессарабии. Знание руководителями языков иных национальностей, проживающих в Бессарабии, приветствовалось.

Примечательно, что при столь ярко выраженной национальной дифференциации епархиальный съезд духовенства и мирян Бессарабии состоял из представителей всех национальностей и сословий, проживающих на территории области, и не носил националистического характера. Принятые им положения относительно национального вопроса носили демократический характер.

Так, съезд постановил, чтобы права любого национального меньшинства на территории автономии строго соблюдались. Правда, взамен этого съезд потребовал, чтобы точно таким же образом соблюдались права молдаван в других областях России. Ранее выехавшие из Бессарабии жители, или уроженцы автономии получали право свободного возвращения в Бессарабию с сохранением всех прав и свобод, которыми обладали резиденты, включая право на получение земельного надела.

Примечательно, что земельный вопрос был отложен до постановления о земле Учредительного Собрания, однако общие принципы аграрного вопроса съездом были выработаны.

Так, после принятия Учредительным Собранием решения о земле земельные ресурсы Бессарабии распределялись первым в Бессарабии Собранием народных представителей. Земля безвозмездно предоставлялась постоянным жителям Бессарабии любой национальности по принципу «земля — трудящемуся» [9, Л. 1об.]. Что касается церковных земель, то их принадлежность за приходами закреплялась навсегда. Земельный участок рассматривался приходом как источник средств и предназначался для содержания членов причта.

Большая часть монастырских земель подлежала изъятию для соблюдения норм раздела между жителями Бессарабии. Делегаты съезда приняли решение оставить в монастырском пользовании только те земли, которые могли обрабатывать только непосредственно насельниками монастыря, для получения средств на содержание обители. В случае если при монастыре имелась какие-либо производства, а так же школы, больницы или какие либо иные просветительные или благотворительные учреждения, то для них отчуждалась часть монастырских земель по решению Собрания народных представителей.

Съезд также принял решение о том, что все, получаемые на территории автономной Бессарабии, доходы от реализации товаров и услуг, за исключением общегосударственных расходов, оставались на территории автономии и распределялись Собранием народных представителей [9, Л. 1об.].

Таким образом, сепаратные тенденции, охватившие бывшую Российскую империю в 1917г. наиболее ярко проявились на ее окраинах, одной из которых была Бессарабия. Вопрос об автономии Бессарабии настолько сильно волновал население этого региона, что люди стремились использовать любую возможность для донесения своих взглядов до российской верховной власти. Одной из площадок, на которой жители Бессарабии могли выразить свои политические требования на общегосударственном уровне стал Всероссийский съезд духовенства и мирян 1917 г.

Список литературы

  1. Дембо В. Бессарабский вопрос. М., Гос. Воен. Издат., 1924. — 187с.
  2. Дыков И.Г. Хроника событий в Бессарабии (март 1917 — январь 1918). Кишинев. Госиздат Молдавии. 1957. — 136 с.
  3. Есауленко А.С. Социалистическая революция в Молдавии и политический крах буржуазного национализма. Кишинев, Изд-во «ШТИИНЦА». 1977. — 210 с.
  4. Кушко А., Таки В. Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917). М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 400 с.
  5. Лазарев А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев. Картя Молдовеняскэ. 1974. — 912 с.
  6. Мельтюхов М., Бессарабский вопрос между мировыми войнами 1917–1940. М.: Вече, 2010. — 480 с.
  7. ОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Ед. хр. 5.
  8. ОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Ед. хр. 8.
  9. ОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Ед. хр. 9.
  10. ОР РГБ. Ф. 60. К. 18. Ед. хр. 15/3.