Ключевые слова: женская учительская семинария, женское образование, ученицы, Первая мировая война, патриотизм учениц.

Women’s teachers Seminary, women’s education, student, the first world war, the patriotism of the students.

Аннотация. В статье дается анализ помощи семинаристок армии в годы Первой мировой войны. Война вызвала подъем патриотических настроений в обществе, не миновал он и женские учительские семинарии. Рассматриваются виды помощи, которые девушки оказывали солдатам

In the article the analysis of the help of seminaristic army during the First world war. The war caused the rise of Patriotic sentiment in society, not over it, and the female teachers ’ Seminary. Discusses the types of assistance that girls have provided soldiers

В женских учительские семинариях обучались девушки, которые в будущем становились учительницами в народных школах. На протяжении долгого времени на территории Северо-запада развивались и существовали разнообразные семинарии. Первые подобные заведения были открыты в конце 60-х годов XIX в. и с каждым годом набирали все большую популярность.

В конце XIX в. в Новгороде единственным специальным женским учебным заведением были педагогические курсы. «Новгородская женская учительская семинария открыта в сентябре 1912 года в составе 3 классов. Помещается семинария в 3 этаже наемного дома, принадлежащего Новгородскому Городскому Управлению по Ново-Николаевской улице» [1, л. 2]. Великолуцкая женская учительская семинария была открыта в 1909 г. Семинария располагалась на улице Козобродской в городе Великие Луки. «Семинария помещается в наемном здании по Козобродской улице в Великих Луках, здание это снятое с оплатой 70 рублей в год» [2, л. 3].

В годы Первой мировой войны многие семинарии были вынуждены прекратить свою работу. Но Великолуцкая и Новогородская женские учительские семинарии продолжали функционировать, более того, они принимали новых учениц из других городов, в которых семинарии были закрыты. В 3-й класс Новгородской женской учительской семинарии принята ученица Зинаида Бранковская, приехавшая в Новгород к родным из города Тамашев. [3, л. 26]. Стоит отметить, что Министерство народного просвещение запретило на время военных действий принимать в семинарии девушек с иностранным гражданством. Многие семинаристки меняли учебные заведения и по причине того, что их семьи были призваны в действующую армию, и они уезжали жить к родственникам.

В связи с переходом на режим военного времени, Новгородская и Великолуцкая женские учительские семинарии были вынуждены изменять план работы: отменялись традиционные празднования, привычные для мирного времени. Одним их таких событий должно было быть празднование столетней годовщины со дня рождения поэта М.Ю. Лермонтова 18 сентября 1914, которое отложили до более удобного времени и провели в этот день лишь панихиду [3, л. 60]. Вместо праздников и экскурсий попечителем учебного округа было принято решение проводить лекции военного типа для увеличения патриотизма со стороны учащихся, для ознакомления с ходом некоторых военных событий, которые проходили вблизи данных учебных заведений. «От 4 октября 1914 г. за № 311 уведомляется, что со стороны Петроградского учебного округа не встречается препятствий к прочтению отставным поручиком М.В. Костиковым в учебных заведениях названного округа лекций специального военного характера» [3, л. 64].

Чувства патриотизма и любви к Родине проявлялись как у преподавателей, так и у учениц данных заведений. Семинаристки старались помочь солдатам, чем могли, а губернатор г. Пскова поддерживал их инициативу. «14 сентября 1914 года с разрешения господина Губернатора г. Пскова была устроена в пользу раненных воинов лотерея изящных рукоделий, изготовленных ученицами семинарии» [3, л. 15]. Во-первых, девушки шили белье и теплые вещи и отправляли на передовые позиции в действующую армию. «18 декабря 1914 г. было отправлено в город Ровно 60 ситцевых рубашек и 70 кисетов для раненых» [3, л. 5]. Во-вторых, семинаристки изготовляли постельное белье, которое в последующем применялось в лазарете для раненных, который был открыт при Великолуцком общежитии женской учительской семинарии. В открытии лазарета участвовали не только ученицы, но и весь педагогический персонал. «На средства всего педагогического персонала Семинарии оборудована и будет содержаться до окончании войны одна кровать в лазарете для раненых» [3, л. 5]. Девушки также принимали участие в снабжении лазарета для раненых. В-третьих, организовывали досуг для раненых воинов. Семинаристками устраивались вечера и концерты для раненых как в госпиталях, так и в помещениях семинарий. Ученицы Новгородской женской семинарии посещали госпитали с концертными программами [3, л. 70].

Несомненно, всю эту помощь девушки оказывали совместно с женщинами-учителями, которые играли большую роль в воспитании и образовании семинаристок. Также в семинариях преподавали и мужчины, их было намного меньше, но они вносили особый вклад в изучение тех или иных предметов. Одним из таких преподавателей в Великолуцкой женской учительской семинарии был Николай Иванович Дунаев. «С объявлением мобилизации штатный преподаватель пения Н.И. Дунаев призван с 20 июля 1914 г. на действительную военную службу, почему и должен прекратить занятия в семинарии» [4, л. 44]. На время отсутствия этого преподавателя в семинарию на должность учителя пения была приглашена В.А. Карцева, которая окончила Петроградскую консерваторию. После призыва Н.И. Дунаева за ним сохранили получаемое им жалованье, которое стабильно выплачивали. «Согласно правилу призыва запасных на действительную службу в военное время за призываемыми сохраняется получаемое ими жалованье и преподаватель Дунаев получает присвоенное ему жалованье» [4, л. 45].

Таким образом, в годы Первой мировой войны многие семинарии были приостановлены и перестали функционировать, их воспитанницы переводились в другие подобные учебные заведения. Женские учительские семинарии. Новгорода и Великих Лук в период войны продолжали свою работу, не смотря на тяжелые условия, принимали новых учениц и оказывали посильную помощь фронту. Сами семинаристки всеми силами старались принести пользу Родине. Все девушки изготовляли на уроках рукоделия необходимые для раненых вещи: постельное белье, рубашки, штаны, халаты, нижнее белье, но отнюдь это не было принудительной мерой, все семинаристки делали это по собственному желанию.

Первая мировая война оказала неоднозначное влияние на работу женских учительских семинарий. С одной стороны, был затруднен процесс работы семинарий. С другой стороны, именно эти трудности создавали условия для духовного обновления нации и дали возможность юным воспитанницам стать причастными к военным событиям.

Библиографический список

  1. Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга. (ЦГИА СПб.) Ф. 139 — Канцелярия попечителя Петроградского учебного округа (1803–1918). Оп. 1. Д. 13394
  2. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 11923
  3. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 14698
  4. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 14693