Япония является пограничной с Россией страной, с которой нас связывают добрососедские отношения. Знание истории развития государственности и административного управления в Японии поможет лучше понять национальные особенности современной политико-административной системы Японии, имеющей глубокие исторические корни, что может помочь в установлении более крепких политических и экономических связей с этой страной. Кроме того, интересен опыт Японии в организации административного аппарата, привлечению в него новых сотрудников, в борьбе с коррупцией, в проведении административных реформ, который можно использовать для совершенствования административной системы в России.

Административная система государства формируется под воздействием целого ряда исторических факторов. Их можно разделить на перманентные (долговременные) и временные [4, с.18].

Долговременные исторические факторы, которые действуют на протяжении всего ряда исторических периодов государства, обладают преемственностью и создают общность административной модели государства вне зависимости от какой — либо одной конкретной исторической эпохи. [2, с.118].

Временные факторы определяют специфику модели государственного управления на каком-либо, но конкретном историческом этапе.

Эти две группы факторов находятся в состоянии взаимосвязи. На определенных исторических этапах временные факторы могут приобретают характер долговременных и, наоборот, долговременные факторы теряют свое значение и становятся кратковременными. Так, для Японии фактор иностранной угрозы, проявившийся как кратковременный в конкретных условиях периода сегуната как опасность экономического порабощения страны и ставший импульсом для реформ Мэйдзи, постепенно превратился в долговременный, который определял направленность модели развития страны на протяжении довоенного и послевоенного периодов. В то же время действовавший на протяжении многих столетий фактор изоляции Японии, напротив, быстро потерял свое значение в связи с переходом страны в стадию модернизации [4, с. 21].

Примером сочетания долговременного и временного факторов является монархия в Японии в различные исторические периоды. В период древне японской цивилизации это была абсолютная монархия, в средние века в период сегуната — феодальная монархия, при которой император был чисто номинальной фигурой, затем в период Мейдзи произошла реставрация власти императора, а после второй мировой войны и в современное время Япония — конституционная монархия, при которой император не может управлять страной. Наличие исторической традиции почитания монарха, который сформировался на основе государственной религии синтоизма в этом примере является долговременным фактором, а временными факторами являются конкретные исторические условия конкретного исторического периода, которые влияли на виды монархии.

Еще одним примером может служить влияние соседних стран на формирование административной системы. В начале VI века в Японии реформирование государственной власти происходило в основном по китайской модели. Например, был введен «Табель 12 рангов», который полностью соответствовал китайскому образцу и соответственно которому знать лишались родовых льгот, и ее представители становилась государственными чиновниками с соответствующим рангом [1, с.136]

Основные исторические этапы развития административной системы Японии

1. Административная система феодальной монархии соответствует историческим периодам Ямато, Асука, Нара и Хэйан. Она характеризуется наличием центральным аппаратом управления во главе с императором при наличии относительно независимой от центра и самоуправляемой периферией — феодальных княжеств;

2. Административная система сёгуната соответствует историческим периодам Камакура, Асикага, Эдо. Она характеризуется созданием диктатуры военного сословия самураев с центральным государственным аппаратом во главе с сегуном, контролирующем вассальные ему феодальные княжества. При этом титул императора сохранялся, но реальной властью он не обладал, исполняя только некоторые религиозные обряды;

3. Административная система абсолютной монархии соответствует историческим периодам Мэйдзи, Тайсё, довоенному и военному времени периода Сёва. Она характеризуется созданием единого государства с сильным административным центром, во главе которого находился император, обладающий неограниченной и абсолютной властью;

4. Административная система конституционной монархии соответствует послевоенному времени периода Сёва и периода Хэйсэй. Характеризуется демократическим кабинетно-парламентской формой управления, при сохранении формальной роли императора, являющегося символом нации.

Основные культурно-исторические факторы, влияющие на формирование административной системы в Японии

1. Религиозный фактор. Формой правления в Японии на всем периоде ее истории являлась монархия. Это объясняется религиозным культом синто, который возник в глубокой древности и провозглашает монарха как сына бога, обладающего правом власти.

2. Культурный фактор. Такие традиции как уважение и почитание старших, единогласие в принятии решений, страх «потерять лицо» и не быть «грязным» играли значительную роль в формировании иерархии административного аппарата на всех этапах его исторического развития.

3. Географический фактор. Островное положение страны способствовало изоляции страны, что с одной стороны помогала сохранить самобытный характер взаимоотношений внутри административно-территориальной системы, а с другой стороны препятствовала введению и применению прогрессивных идей мировой цивилизации.

4. Фактор заимствования. Оказал значительное влияние на формирование административной системы в Японии. В средние века была заимствована китайская модель государственного управления. В конце XIX века были заимствованы черты германской, французской и британской моделей, а после Второй мировой войны много было взято из американской системы управления [3,с.98].

Литература:

  1. Васильев Л. С. История религий Востока. — М.: Высш. шк. 1983. — 368 с.
  2. Искендеров А. А. История Японии. — М.: «Наука», 1995. — 210 с
  3. Сенаторов А.И. Очерки административной реформы в Японии — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004. — 206 с.
  4. Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период — Москва: МАКС Пресс, 2002. — 304 с.