Большие изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети, которые выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой, мыслящей личности и реализации одарённости во взрослой жизни, становится, чуть ли не обязательной задачей образовательных учреждений. И наше образовательное учреждение — не исключение.

Можно проработать много лет и не столкнуться с одарённым ребёнком, так как их необходимо отыскать среди множества учеников. Эти ребята отличаются от остальных школьников, они всё хватают на лету, ищут нестандартный или красивый способ решения; очень восприимчивы к различной новой информации. Работать с ними приходится очень осторожно, учитывая при этом специфику предмета и их психологию. Талантливые ребята хотят всё время чего-то нового, интересного, сложного, иначе они теряют интерес к предмету.

На начальном этапе работы с ними, важно заложить основы и прочный фундамент знаний. Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что далее нужно стараться развивать в одарённом ребёнке психологию лидера. Очень важно, чтобы он не стеснялся высказывать свои суждения, показывать, на что он способен. С этой целью на уроках стараюсь проводить ролевые игры, математические ринги, викторины, интеллектуальные соревнования и т.д. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти дети. Они же выступают в роли консультантов или моих заместителей при проверке самостоятельной работы или теста, иногда доверяю им объяснять новый материал со своими дополнениями или выводами. Кстати, все остальные учащиеся, с нескрываемым интересом слушают новоявленных «учителей».

Для развития одарённых детей используются специальные программы элективных курсов, на которых одарённый ребёнок получает дополнительный объём знаний и всецелое внимание педагога. Для работы с такими детьми использую методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские — на основе групповой и индивидуальной работы, где одарённый ребёнок выступает в роли ведущего (лидера).

Одарённый ребёнок должен и получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно. Для работы с такими детьми используются технологии проблемного обучения, методика обучения в малых группах, технология проективного обучения, спецкурса. Структура процесса проблемного обучения представляет собой целый комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Как показывает опыт работы с такими детьми, решение задач проблемного содержания, обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. Алгоритм решения проблемной задачи включает в себя несколько этапов. Итак, использование проблемного обучения помогает развитию умения мыслить, кроме этого, ребята приобретают определённый опыт творческой деятельности, необходимый для дальнейшего «роста» ребёнка. Следующей основной методикой обучения, автор считает методику обучения в малых группах. Для этого у нас в школе широко используются занятия неаудиторной занятости, которые иногда готовят и проводят одарённые дети. Кроме того, работа в малых группах используется при проведении семинаров. Игровая ситуация на семинарах, позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, и побуждает школьников к более напряжённой и разнообразной работе.

И, тем не менее, основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы, методы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференцированную и индивидуальную работу. Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения ребят в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, споры, диалоги.

Кроме этого, для выявления и развития одарённых детей, используется внеурочная работа: факультативы, кружки, малые академии наук, школьные научные общества, конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны и система внеурочной исследовательской работы учащихся. При выполнении исследовательской работы, ребята обучаются работе с дополнительной и научной литературой, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на каком-нибудь конкурсе. Именно эта деятельность, позволяет одарённым ребятам реализовать свои возможности, раскрыть таланты, продемонстрировать свои способности, и самое главное, получить удовлетворение от своей работы.

Хочется немного сказать о новой технологии, которая позволяет успешно развиваться одарённому ребенку, и это кейс-технология. Это пока ещё новый, но в тоже время очень перспективный метод преподавания. Формулируются практические проблемы, которые предполагают коллективный или индивидуальный поиск их решения. Кейс — это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Огромное значение для «роста» одарённого ребёнка, играет олимпиадное движение (школьные, муниципальные, региональные этапы Всероссийской олимпиады). Одарённый ребёнок стремится показать свои знания не только на уроке и в своей школе, но и на более высоком уровне. В олимпиадах заложен сильнейший стимул саморазвития личности.

В заключении, хотелось бы сказать о том, что мы внедряя в жизнь новые информационные технологии, всё таки надеемся на то, что государство повернётся лицом к такой важной проблеме в образовании, как одарённые дети.

Литература

  1. Мартынова С.Е. Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики// Математика в школе.-2008.-№ 9.
  2. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Вавилов В.В. Школа математического творчества // Математика в школе. — 2005. —  2.