Аннотация: в работе с позиций социальной философии рассмотрены некоторые особенности междисциплинарного характера глобализации образования.

Ключевые слова: глобализация образования, глобализация образовательных процессов, устойчивое развитие.

Глобализация образования стала одним из самых заметных признаков современной эпохи, уже два десятилетия кардинально меняющей жизнь всего человечества. Этот феномен постоянно находится в центре внимания мирового общественного мнения, на его познании сфокусированы усилия фундаментальных и прикладных наук, его пытаются использовать в своих интересах различные политические силы. Актуальность, сложность и масштабность этого явления лишь частично объясняют противоречивость и неоднозначность выдвигаемых на его счет суждений и трактовок [1].

Среди ученых и политических деятелей, которые разделяют точку зрения относительно объективности и неизбежности глобализации образовательных процессов, выделяются два течения, которые по-разному трактуют вопрос о том, насколько радикальным является нынешнее переустройство мира. Они представляют глобализацию образовательной сферы как фундаментальную реконструкцию всей системы человеческих отношений, поскольку это затрагивает все слои населения. Естественно, что этой группой глобальное образование рассматривается как однозначно положительный вектор развития человечества, который в ближайшем будущем приведет ко всеобщему процветанию, возникновению и утверждению единых правил познания, т.е. — к однозначному прогрессу. Ради этого должны быть ликвидированы все национальные, региональные и пр. преграды на пути неолиберальной образовательной системы, с максимальным упразднением традиций.

Сторонники другого, эволюционного подхода, видят в глобализации образования долговременный процесс, пронизанный противоречиями, подверженный всевозможным конъюнктурным изменениям, поэтому подходят к определению траекторий развития [2] глобального образования весьма осторожно, не поддерживая идей возникновения некой единой либеральной гипершколы. Глобализация ассоциируется у них с формированием новых образовательных систем, которые будут гармонично соединять в себе национальные педагогические традиции с преимуществами мировых коммуникаций.

Современные исследователи приходят к выводу, что с наступлением эпохи глобализации, как это ни парадоксально, начинают преодолеваться упрощенные картины мира [1].

Начало XXI в. ознаменовалось интенсивным поиском новой модели образования, которая могла бы удовлетворять потребности не только нынешних, но и будущих поколений землян и всего человечества, поставившего цель своего выживания и сохранения окружающей природной среды. Новую модель образования мировое сообщество связывает теперь со стратегией устойчивого развития, к которой мировое сообщество решило переходить в ХХI в. Основные контуры новой модели социоприродного устойчивого развития третьего тысячелетия и его важнейшей подсистемы — образования должны сформироваться уже в ближайшие десятилетия.

В связи с последними преобразованиями в системе среднего и высшего образования в России, такими как внедрение профильного обучения в старших классах и Единого государственного экзамена по окончании школы, переход на двухступенчатую систему высшего образования в рамках Болонского соглашения, а также в связи с определением стратегии национального проекта «Образование» в целом положение дел в образовании, возможные ожидания и реальные возможности, векторы развития (или деградации) снова, как во второй половине восьмидесятых годов XX века, становятся предметом публичных и академических дискуссий [3, с. 3].

Обозначенные выше аспекты изучения проблемы указывают на её междисциплинарный характер, что типично для большинства современных исследований. С методологической точки зрения любая проблема включает в себя проблематику теории универсума и теории человека. В нашем случае вопросы социокультурного взаимодействия в образовательном пространстве закономерно связаны с объективной реальностью и с субъектом познания этой реальности. С другой стороны, проблемы социокультурного взаимодействия в образовательном пространстве тоже имеют как объективные, так и субъективные основания [4].

Междисциплинарность проблемы требует обращения к научной
литературе историко-социологического, мировоззренческо-методологического, науковедческого, социально-культурологического, социально-психологического и социально-педагогического характера.

Список литературы:

  1. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобализация в перспективе устойчивого будущего // Юридические исследования. — 2013. —  5. — С.1-63. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.5.794.
  2. http://www.perspektivy.info/history/globalizacija_chto_eto_takoje_2007-01-01.htm (дата обращения 20.12.2018).
  3. Попов А.А. Социально-философские основания современных практик открытого образования: Автореферат дис. ... докт. филос. наук. Томск, 2009.
  4. Хохлова Валентина Васильевна. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе: Дис. ... докт. социол. Наук. Н. Новгород, 2002.