Вопрос уникальности, своеобразия России стоит вот уже несколько веков и имеет несколько направлений: как мировой военный лидер, как мировой религиозный центр, как мировое средоточение золотой культуры. Но эти направления отнюдь этот вопрос не решают, а только его усугубляют. Что затачивает актуальность вопроса о «русском» еще острее. Решение вопроса русской уникальности могло бы стать настоящим открытием, который бы снял предрассудки о нации, открыл новые возможности для межнационального взаимодействия и коммуникации внутри страны.

Если во времена религиозных сообществ, чем ближе к религиозным центрам, где «Папочка» имел большее число сподвижников; где больше армия, способная к великим «вырезаниям неверных»; такое общество было поистине великим, правда только в рамках своей религиозности, но так как священных центров соответствовавших количественному и качественному содержаниям было все пару-тройку, то и мировое могущество переходило, что называется, «туда-сюда». С упадком священного могущества и дальнейшем развитием национализма, претендентов на уникальное, а значит, абсолютное назначение в мире становилось все больше. Понимая свою отличность от (в случае колоний) метрополий, один за другим возникали унифицированные народы, признававшие за собой ту или иную особенность. Осознание себя было тем сильнее, чем мощнее и скоропостижнее развивались печать, капитализм, паломничества. Эти процессы носили всеобщий характер, и затронули все административные единицы, не исключением была Россия.

Для России, в состав которой, на протяжении многих отрезков истории, входили разношерстные народы, со своими диалектами, традициями и обычаями, вопрос о уникальности стоял весьма остро. Этот вопрос включал в себя не только момент простого отличия от других империй и держав, но и моменты ярого (скрытого) превосходства. Совершенно очевидно, почему Россия была во главе славянских зарождений: она была военнообеспечена, имела хорошие географические данные, во главе были более менее амбициозные люди.

В Российской империи, как и везде, возникает национализм. В образовательных учреждениях вводят русский язык, как обязательный, те учреждения, которые продолжают использовать иные наречия закрывают. Так как нация была обычным явлением, особенно после смерти династического строя, то это не есть отличительная черта России. Национализм как таковой является делом всеобщим, и разница состоит лишь в языковом различии, географических условиях и политическом строе, что конечно можно считать отличием, но не абсолютным.

Христианская вера является уникальностью. Она является уникальной ровно настолько, насколько уникальны другие две могущественные мировые религии (как и две другие ветви христианства). Дело в том, что смирение, любовь, жизнь сердцем и так далее, является основанием не только для православия, к сожалению. Русское православие является частным проявлением христианства. Соответственно, такие различия как «юридизм», «великодушие» и прочие, не являются тем, что возводит на пику уникальность, так как это проявление одной сущности.

Изобретение «русского» теоретически и практически давно преобрело свою форму, изобрелось. Этим «русским» стало: «поля и березы» в русской поэзии, так же сама поэзия, величия у которой не отнять; музыкальные открытия, научные изобретения и открытия, собственно сами ученые подпадают под «каток» русскости. Но культуро-научные основания тоже не играют решающей роли, так как все эти открытия принадлежат личности, индивиду, которого привела в какую-либо конкретную страну лишь генетическая случайность.

В заключении, можно отметить, что субъективистская позиция славянофилов не основательна, чтобы определить Россию в разряд лучших мира сего. О наличии у политической единицы «Россия» русскости, можно говорить только в той мере, если мы утверждаем все остальные —сти, так как, то на чем строятся различия и превосходства, суть проявления одного и того же.

Возросшие на печатном капитализме, языковой разнородности, национализмы, породили процессы создания особой уникальности у государств. Первоначально языковое и религиозное различие дорастает до абсурдности, примером которой послужит славянофильство. Заблуждения, которые они порождают, на основе «только у нас существующих» факторов политики, культуры, религии, экономики, приводят к пагубным последствиям, например войнам. Поэтому «русскость» есть только на ряду, например с «немецкостью».

Список литературы

  1. Seton-Watson, Nations and States; Bloch, Feudal Society.
  2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об исток и распространения национализма/ Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288с.
  3. Тесля А.А. Первый русский национализм... и другие — М.: Издательство «Европа», 2014. — 280 с.
  4. Киреевский И.В «О характере просвещения Европы и его отношении к православию» http://www.uio.no/studier/emner/hf/ilos/RUS2502/v09/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20Kireevskij.pdf
  5. Соловьев, В. Национальный вопрос в России http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv31.htm