Появление компетентностного подхода — это потребность современной системы образования, которая обусловлена как всё большим распространением информационных технологий, так и общественной ситуацией. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Рассмотрим, каким образом можно достичь одновременно личностных, предметных и метапредметных результатов на примере урока литературы в 6 классе «А.С.Грин. „Алые паруса“. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести». Предметная цель данного урока — познакомить с повестью А.С. Грина «Алые паруса»; выявить жанровые особенности феерии.

При планировании урока предполагаемыми результатами стали следующие:

— предметные: анализировать характер персонажей художественного произведения, развить умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

— личностные: получат возможность задуматься над авторскими размышлениями о судьбах героев и их характерах.

— метапредметные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Фрагмент технологической карты урока «А.С. Грин. „Алые паруса“. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести».

Актуализация знаний, целеполагание.

«Ставьте своих героев в самые трудные и замысловатые положения, а потом заставляйте их выкарабкиваться. Только тогда они начнут у вас жить, действовать и говорить — интересно, поучительно, с открытой душой... Ведь лучше всего узнаешь человека, когда он в некотором смятении» — не уставал повторять А.Грин.

— А каким вы себе представляете самого писателя? (Рассматриваем портреты писателя).

— Худой юноша с яркими глазами, устремленными вдаль, а не на родную Вятку. Куда уплывает он из родного края? О чем он мечтает?

Об этом наша первая часть урока: биография писателя, псевдоним, страна Гринландия, история создания повести «Алые паруса».

Стадия вызова (изучение) нового материала

Аналитическая беседа.

— В каком из этих городов Гринландии мы побываем сегодня? В каком городе разворачиваются события повести «Алые паруса»?

— Что это за город? Опишите жителей этого города.

— Да, герои верят в чудо, добро, этим они напоминают нам сказочных героев. Повесть фантастична, красочна, язык повести яркий, живой. Поэтому, наверное, А.Грин назвал повесть-сказку феерией. Что значит феерия?

Проблемные вопросы.

— Итак, жители Каперны — злые, грубые люди — с одной стороны, а Лонгрен и Ассоль — добрые, верящие в чудо — с другой.

— В чем причина непонимания, конфликта между Ассоль, Лонгреном и жителями Каперны?

— Какова главная тема произведения? Идея?

— Да, верно, ребята. Это повесть о любви Ассоль и Грэя. Как нас автор знакомит с героями? Какова композиция повести?

— Почему автор именно так строит повествование?

— Что мы узнали о героях? У героев много общего. Что же ведет их друг к другу?

— А как встретились герои? (текст, гл. III) Почему Грэй надевает на палец Ассоль кольцо? Почему расспрашивает о ней в Каперне? Зачем покупает дорогой атлас на паруса? С какой целью нанимает музыкантов?

Как сам Грэй объясняет «прекрасное — несбыточное», которое сбывается?

— Но ведь не каждый способен оснастить корабль алыми парусами. Какой ответ дает Грэй?

— Итак, наши герои встречаются. А как Грин характеризует Ассоль? (текст). Как называет ее Грэй?

— Необычное состояние героини автор передает фразой: «Счастье сидело в ней пушистым котенком». Как называется это средство выразительности?

— В финале повести вновь море, корабль с алыми парусами. Символом чего являются алые паруса?

— Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта (текст). А Грин своей повестью-сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное«(Платон) А у вас есть своя мечта?

Закрепление изученного материала — Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне? Зачитайте.

— Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?» А какие слова первыми произносит Ассоль?

 После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.

— Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?

— К какому выводу приводит нас Грин своим произведением «Алые паруса»?

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами — всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди — романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

Подведение итогов

Каковы духовные ценности, ради которых Грин и написал свою повесть?

Чему учит феерия «Алые паруса»?

— Можно ли назвать феерию «Алые паруса» современным произведением?

«Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

«Алые паруса» Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом — значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Звучит песня «Ребята, нужно верить в чудеса...»

Библиографический список

  1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. — 2003. —  2. — С.58-64.
  2. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. — 2009. —  3. — С. 86-92
  3. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2009. —  5. — С. 6-18.