Формирование навыков техники чтения учащихся при изучении английского как второго иностранного языка на основе мультимедийных программ, как и любая учебно-познавательная деятельность обучающихся на основе современных компьютерных технологий, должна быть четко спланирована и включать или алгоритм (или технологию) обучения с отдельно выделенными этапами и шагами, или комплекс соответствующих упражнений на формирование конкретных навыков обучающихся.
Обучение чтению подразумевает развитие речевых умений чтения. Однако техника чтения — это комплекс автоматизированных действий. В этой связи в рамках данного исследования представляется целесообразным разработать серию упражнений, направленных на формирование навыков техники чтения учащихся на основе мультимедийных программ.
Может быть много разных подходов к определению типов упражнений по формированию навыков техники чтения. Принимая во внимание дидактические свойства мультимедийных программ, в основу серии тренировочных упражнений может лечь характер взаимодействия пользователя с мультимедийной программой, заключающийся в особенностях ввода информации в программу. Так, упражнения могут подразделяться на:
— упражнения с выборочной формой ответа (множественный выбор);
— упражнения с выборочной совмещенной формой ответа;
— упражнения с выборочной конструируемой формой ответа;
— упражнения с самостоятельным вводом ответа с клавиатуры.
По этому типологическому признаку можно выделить следующие упражнения по обучению технике чтения:
— выбрать из ряда английских/русских слов перевод русских/английских слов (словосочетаний);
— написать английские/русские эквиваленты русским/английским словам (словосочетаниям);
— выбрать из ряда слов синоним (антоним) к указанному слову;
— написать синоним (антоним);
— выбрать из ряда слов или словосочетаний то, которое соответствует его визуальному изображению;
— написать слово или словосочетание, соответствующее картинке;
— образовать словосочетание из заданных слов;
— выбрать слова, которые сочетаются с предложенным;
— образовать предложения из данных слов;
— прочитать предложения, заменить выделенное в предложении слово синонимом (антонимом): а) из числа предложенных; б) самостоятельно;
— прочитать предложения с выделенным словом, выбрать из нескольких толкований значение, соответствующее слову;
— прочитать слова/словосочетания/предложения и выделить слова, соответствующие указанной теме;
— в группе слов, объединенных по одному признаку, выделить лишнее слово;
— сгруппировать слова по одному признаку;
— выбрать слова, подходящие для завершения предложений;
— установить логическую последовательность между предложениями;
— прочитать предложения, заполнить пропуски словами, подходящими по смыслу;
— прочитать предложения, определить значение интернациональных слов;
— прочитать предложения, определить значение интернациональных слов, сходных с эквивалентами русского языка;
— определить значение незнакомых производных слов, образованных от известных корней и аффиксов;
— прочитать слова, определить, что их объединяет;
— образовать от глагола существительное (от прилагательного — наречие, от существительного — прилагательное).
Схематически все упражнения можно поделить на такие группы:
1) упражнения, которые требуют графического выделения букв на мониторе (подчеркивание, выделение в рамку, отметки);
2) упражнения на воспроизведение материала, который воспринимается глазом (копирование, списывание), а также на группирование или перестановку готовых элементов;
3) упражнения для самостоятельного написания отдельных элементов (заполнение пропусков, подбор одних элементов к другим, трансформация примера);
4) упражнения для самостоятельного отбора всех графических средств, с целью выражения законченной мысли (диктант, письменные ответы на вопросы, перевод, написание письма и т.п.).