Формирование навыков техники чтения учащихся при изучении английского как второго иностранного языка на основе мультимедийных программ, как и любая учебно-познавательная деятельность обучающихся на основе современных компьютерных технологий, должна быть четко спланирована и включать или алгоритм (или технологию) обучения с отдельно выделенными этапами и шагами, или комплекс соответствующих упражнений на формирование конкретных навыков обучающихся.

Обучение чтению подразумевает развитие речевых умений чтения. Однако техника чтения — это комплекс автоматизированных действий. В этой связи в рамках данного исследования представляется целесообразным разработать серию упражнений, направленных на формирование навыков техники чтения учащихся на основе мультимедийных программ.

Может быть много разных подходов к определению типов упражнений по формированию навыков техники чтения. Принимая во внимание дидактические свойства мультимедийных программ, в основу серии тренировочных упражнений может лечь характер взаимодействия пользователя с мультимедийной программой, заключающийся в особенностях ввода информации в программу. Так, упражнения могут подразделяться на:

— упражнения с выборочной формой ответа (множественный выбор);

— упражнения с выборочной совмещенной формой ответа;

— упражнения с выборочной конструируемой формой ответа;

— упражнения с самостоятельным вводом ответа с клавиатуры.

По этому типологическому признаку можно выделить следующие упражнения по обучению технике чтения:

— выбрать из ряда английских/русских слов перевод русских/английских слов (словосочетаний);

— написать английские/русские эквиваленты русским/английским словам (словосочетаниям);

— выбрать из ряда слов синоним (антоним) к указанному слову;

— написать синоним (антоним);

— выбрать из ряда слов или словосочетаний то, которое соответствует его визуальному изображению;

— написать слово или словосочетание, соответствующее картинке;

— образовать словосочетание из заданных слов;

— выбрать слова, которые сочетаются с предложенным;

— образовать предложения из данных слов;

— прочитать предложения, заменить выделенное в предложении слово синонимом (антонимом): а) из числа предложенных; б) самостоятельно;

— прочитать предложения с выделенным словом, выбрать из нескольких толкований значение, соответствующее слову;

— прочитать слова/словосочетания/предложения и выделить слова, соответствующие указанной теме;

— в группе слов, объединенных по одному признаку, выделить лишнее слово;

— сгруппировать слова по одному признаку;

— выбрать слова, подходящие для завершения предложений;

— установить логическую последовательность между предложениями;

— прочитать предложения, заполнить пропуски словами, подходящими по смыслу;

— прочитать предложения, определить значение интернациональных слов;

— прочитать предложения, определить значение интернациональных слов, сходных с эквивалентами русского языка;

— определить значение незнакомых производных слов, образованных от известных корней и аффиксов;

— прочитать слова, определить, что их объединяет;

— образовать от глагола существительное (от прилагательного — наречие, от существительного — прилагательное).

Схематически все упражнения можно поделить на такие группы:

1) упражнения, которые требуют графического выделения букв на мониторе (подчеркивание, выделение в рамку, отметки);

2) упражнения на воспроизведение материала, который воспринимается глазом (копирование, списывание), а также на группирование или перестановку готовых элементов;

3) упражнения для самостоятельного написания отдельных элементов (заполнение пропусков, подбор одних элементов к другим, трансформация примера);

4) упражнения для самостоятельного отбора всех графических средств, с целью выражения законченной мысли (диктант, письменные ответы на вопросы, перевод, написание письма и т.п.).