Само понятие «проза» происходит из латинского языка, что означает «свободная речь». В литературоведении прозу противопоставляют поэзии — любой стихотворной форме. Изначально так было принято называть форму любого жанра нехудожественного текста, а позднее все литературно-художественные тексты, отличающиеся отсутствием композиционных повторов. Сейчас существует целая система литературных жанров в прозе от эссе до биографии. Но есть не только жанровая классификация, но и тематическая. Тематика прозаического произведения зависит от места написания или пространства в литературном мире, от национальной принадлежности, от деятельности писателя или литературных героев. Таким образом, проза может быть городской или национальной.

Лагерная проза обычно создается бывшими тюремными заключенными, которые в своем произведении хотят показать ту жизнь «за колючей проволокой», показать свой внутренний мир, поделиться эмоциями, чтобы читатель сопереживал герою и понял его поступки. Литература раскрывает то, что в обычной жизни увидеть невозможно.

Говоря о значении этого термина, необходимо отметить, что "лагерная проза — тематическое направление в русском литературном процессе конца 50-х — 90-х гг. XX века, создающее художественный образ лагеря в творческой рефлексии писателей (очевидцев, наблюдателей со стороны, тех, кто не видел вообще или изучал по архивам, воспоминаниям), обладающее следующими чертами: общие тематика и проблематика, связанные с экзистенциальной средой лагеря; автобиографический характер; документальность; историзм; художественное воплощение образа лагеря; особое пространство (замкнутость, остров, ад); особая психология человека, философское осмысление человека в ситуации несвободы; особая авторская рефлексия над текстом« [1].

Примечательно, что в современном мире «лагерная проза» прочно вошла в литературу, наравне с деревенской и военной прозой. Рассказы, являющиеся свидетельствами очевидцев, чудом выживших в лагерях, "продолжают поражать читателя своей обнаженной правдой. Возникновение этой прозы — явление уникальное в мировой литературе« [2].

Тема заключения и тюрьмы всегда была актуальной и в то же время страшной для читателей. Некоторые произведения лагерной прозы нацелены на историзм, то есть их целью является показать читателям, что происходило в то или иное время. Ведь еще и в зависимости от политического строя невинный человек мог оказаться по ту сторону решетки.

Например, восстание декабристов в 1825 году — попытка государственного переворота, организованная дворянами, которых объединяла идея самодержавия и отмены крепостного права. В итоге, были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса 5 Морского экипажа Арестованных декабристов привозили в Зимний дворец. Сам император Николай выступал в качестве следователя [3]. Этот сюжет часто используется в литературе, конечно, лагерной прозой назвать это неверно, но то, что тема заключения актуальна уже давно и пользуется популярностью в литературе — подтверждается еще раз. Например, данный сюжет можно найти в книге Марии Марич [4] «Северное сияние» — роман о жизненном пути декабристов и всех событиях того времени, опубликованный впервые в 1926 году.

Стоит отметить, что декабристы в большинстве своем связаны с литературой. "Солнце русской поэзии« [5] — Александр Сергеевич Пушкин поддерживал друзей-декабристов, посвящал свои стихотворения этим народным волнениям.

Вспоминаются события после революции 1917 года, повлекшие за собой Гражданскую войну, в результате которой временная власть была свергнута, а новое правительство состояло из большевиков. В то время многие заключенные были освобождены, так как считались социально близкими к рабочему классу и оправданы тем, что предыдущая власть способствовала возникновению преступности в России. Но и появились те, кто были чужды советской власти: аристократия и духовенство, например, которые были арестованы за свои идеи. А так называемые «сталинские репрессии» в 1937 году, которые были направлены на усиление социалистического политического строя. Отсюда вытекает то, что в России огромное количество заключенных, соответственно выделяется отдельный вид литературы, посвященный жизни в тюрьме. То есть история нашего государства оказала влияние на формирование лагерной прозы. Таких примеров из истории множество, которые отражены в литературе.

Но и не стоит забывать о том, что настоящие преступники также попадали в заключение, и их судьбы тоже отражаются в текстах. Однако, все вышеперечисленное — является острожной литературой, так как лагерей еще не было, а существовали тюрьмы, ссылки, остроги или каторги. До XX века такая литература называлась «острожной», так как описывала жизнь именно в этих местах.

Ссылки

  1. Старикова Л.С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика // Вестник КемГУ. 2015. № 2-4 (62) С.169-174.
  2. Малова Ю. В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX — XX вв.: автореф. ... дис. канд. филол. наук. Саранск, 2003.
  3. Фёдоров В.А. Статьи и комментарии // Мемуары декабристов. Северное общество. — Москва: МГУ, 1981. — С. 329.
  4. Мария Давыдовна Ма́рич (настоящая фамилия — Чернышёва; 1893–1961) — русская советская писательница
  5. В русском языке образное определение значения поэта Александра Сергеевича Пушкина