В данной статье рассматриваются особенности теневой экономики и ее причины как одной из основных угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, государство, налог, безработица, кризис.

Актуальность изучения теневой экономики заключается в том, что она существует почти во всех экономиках и представляет собой сложный социально-экономический процесс, затрагивающий все аспекты общественной жизни и создающий угрозу национальной безопасности и демократическому развитию страны. Поэтому этот вопрос является предметом исследований в области экономики и смежных областях: психологии, социологии, юриспруденции, политической науки и философии.

Под теневой экономикой в настоящее время понимаются все виды и формы хозяйственной деятельности, не находящиеся под контролем и управлением государства[4].

Так как теневая экономика — очень сложный процесс, охватывающий многие сферы деятельности, принято делить ее на следующие сегменты:

1. «Неофициальная» («неформальная», «некриминальная», «серая») экономика — не запрещенные законом легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров к услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. Она возможна практически во всех отраслях экономики.

2. «Подпольная» («нелегальная», «криминальная», «черная») экономика — это в основном все запрещенные законом виды экономической деятельности. К нелегальным относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии); часто к ним относят рэкет, бандитизм, воровство.

3. «Фиктивная» экономика — экономика мошенничества и взяточничества, связанного с получением и передачей денег; к этой категории также относят деятельность, направленную на получение экономических выгод и льгот экономическими агентами на основе организованных коррупционных связей.

Масштабы теневой экономической деятельности огромны. Хотя измерить ее точно — непростая задача, ведь теневая экономика собственно и возникает из-за стремления избежать измерения, ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку. Возникновение и распространенность теневого сектора в большей степени зависит не только от общего состояния экономики страны и уровня жизни населения, от реальной обстановки в стране, но и от ряда следующих причин:

1. Экономические: Несовершенство процесса приватизации, деятельность незарегистрированных экономических структур, высокие налоги, которые стимулируют рост теневой экономики. Высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налогов способствуют росту сокрытия доходов, развитию неофициального трудоустройства. Так как большие налоговые нагрузки лишают хозяйствующий субъект стимула для дальнейшей экономической деятельности и развития в целом.

2. Социальные: высокий уровень безработицы, а также долгие невыплаты заработной платы приводят к ориентированию населения на получение доходов любым способом, что для работодателей является выгодным из-за отсутствия отчислений в фонды.

3. Правовые: несовершенство законодательства связано с величиной транзакционных издержек, что ведет к росту теневой экономики. Оно заключается в номинальной стоимости соблюдения законов и нормативов, в их степени сложности. Например, для организации предпринимательской деятельности необходимо получить лицензию, приобрести права на владение или аренду земли, платить соответствующие налоги, что вызывает трудности у предпринимателей и приводит к нелегальной деятельности с меньшими затратами.

4. Кризисные ситуации — в периоды кризиса, когда снижаются реальные доходы населения и растет безработица, при увеличении налогового бремени и государственных ограничений.

В развитых странах основной причиной развития теневой экономики является высокий уровень налогообложения. Например, в странах Западной Европы у среднего гражданина на налоги уходит около 40-50% ежемесячного заработка. В целом, в развитых странах доля теневой экономики оценивается в 5-10 % ВВП, а в Италии, Испании, Греции этот показатель достигает до 20-30% [5] (рис. 1). В развивающихся странах устойчивость неформальной экономики объясняется недостаточным уровнем развития товарно-денежных отношений, социально-экономической инфраструктуры, избыточным предложением труда, низким экономическим ростом, неравенством доходов, коррупцией и неэффективностью государственного регулирования (рис. 2).

dgrmmdlnk_1.png

Рис. 1. Доля теневой экономики в развитых странах в процентах от ВВП на 2017 г.

dgrmmdlnk_3.png

Рис. 2. Доля теневой экономики в развивающихся странах в процентах от ВВП на 2017 г.

По данным статистики в развивающихся странах доля неофициального сектора колеблется от 5 до 35% ВВП. Исходя из отчета Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) 2017 г., можно сказать, что Россия по итогам 2017 г. вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой.

Объем теневой экономики в России составляет 33,6 трлн. рублей, или 39% от размера прошлогоднего ВВП страны. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире. По подсчетам экспертов, самый большой объем теневой экономики по соотношению к ВВП страны — в Азербайджане (66,12%). За ним следуют Нигерия (46,99%) и Украина (46,1%). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 36,46%. Исследователи отмечают, что к 2025 году глобальный средний показатель объема теневого сектора снизится с нынешних 22,5% до 21,4% от ВВП, но в России он останется почти на том же уровне, и даже немного подрастет до 39,3%.

Российская теневая экономика производит вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится всего 3% теневого сектора. Однако особенностью теневой экономики стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной статистики картину доходов российских граждан [6]. По данным статистики в 2017 г. ведомство оценило долю занятых в неформальном секторе в 15,4 млн. человек, или 21,2% от общего количества занятых, — это рекорд минимум за 11 лет. Теневой сектор охватывает приблизительно 40% занятого населения, которые работают или подрабатывают и при этом не платят налоги.

Федеральная служба налоговой полиции РФ выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:

1. Сокрытие объектов налогообложения, то есть без регистрации и постановки на учет в ИФНС или лицензии, с использованием фальшивых документов.

2. Занижение объектов налогообложения и налога на прибыль путем необоснованного списания и неправомерного отнесения расходов на финансовые результаты предприятия.

3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов — создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств.

4. Незаконное использование льгот — ведение деятельности под видом льготированной, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов.

5. Уклонение от уплаты и занижение НДС.

6. Уклонение от уплаты акцизов — внесение незначительного изменения в технологию производства подакцизного товара с целью выведения его из-под обложения акцизом.

8. Уклонение от уплаты подоходного налога — получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе [7].

Какие же меры по борьбе с теневой экономикой предпринимает российское законодательство? В России в мае 2017 года была подписана Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года. Однако в ней указано, что с теневой экономикой надо бороться, но не прописаны конкретные решения данной проблемы. Поэтому стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран. Например, в Германии и Франции действуют законодательные акты, определяющие ответственность за налоговые преступления («Положение о налоговых правонарушениях» и «Общий кодекс о налогах» соответственно). В Великобритании и США ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных налоговых актах, в которых все виды правонарушений подразделяются на несколько групп: в Великобритании — на проступки, преступления и тяжелые правонарушения, а в США по степени тяжести — на тяжкие и менее тяжкие. Стоит отметить, что в США к уголовной ответственности также привлекаются и должностные лица, работники налоговых служб. Эффективными оказались меры, проведенные в Швейцарии. В 2008 г. был принят закон, в соответствии с которым были усилены проверки и ужесточены наказания в виде исключения из государственных тендеров, штрафов до 1 млн. франков и срока заключения до 5 лет. Благодаря этому доля теневой экономики в Швейцарии снизилась до 7,6% от ВВП. Интересный метод борьбы применяется в Латвии. В этой стране практикуется сбор личных данных обо всех покупателях, которые потратили более 2000$ наличными. Согласно данному введению, покупатели, решившие расплатиться наличными должны предъявить паспорт, чтобы продавец зафиксировал данные и передал их в соответствующие органы. Подобный опыт также встречается в Греции, где введены лимиты на чеки и квитанции сверх 2000$. ОАЭ отличается отсутствием системы налогообложения как таковой.

Поскольку на развитие теневой экономики в разных странах влияют различные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными, должны включать экономические, правовые, социальные аспекты и особенности страны в целом.

1. Мероприятия по улучшению налоговой системы — введение регрессивной системы налогообложения, которая предполагает уменьшение налоговой ставки по мере увеличения дохода, что будет стимулировать налогоплательщика не скрывать фактическую прибыль.

2. Социальные ролики, в которых продемонстрированы последствия дефицита доходной части государственного бюджета из-за недополучения налогов. Это окажет влияние на население, люди увидят, на какие сферы могли бы пойти денежные средства.

3. Ужесточение наказаний в виде высокого уровня штрафов — страх перед санкциями вынудит налогоплательщиков исполнять свои налоговые обязательства [8].

4. Развитие жесткого регулирования банковской системы — Центральный банк России с 2013 года отозвал лицензии у 317 кредитных организаций, которые участвовали в обслуживании теневой экономики, из-за нарушения закона о борьбе с отмыванием преступных, незаконных доходов. Данный метод оказал положительное влияние — объем незаконного обналичивания снизился с 1,2 трлн. руб. до чуть более 500 млрд. руб. Так как этот показатель снижается, то можно сделать вывод о том, что действия Центрального банка по усилению контроля за денежным оборотом принесли определенные результаты.

5. Переход на безналичные расчеты. Одним из преимуществ безналичных расчетов является прозрачность денежных потоков, что позволит правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики. Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат — отсутствие расходов на эмиссию бумажных денег, экономия времени на подсчет денежных средств и др. Безналичные платежи дают и другие преимущества. Так, благодаря широкому применению различных схем выплаты заработной платы на банковские карты значительно уменьшается часть населения, не охваченная банковскими услугами.

Таким образом, учитывая сложившуюся экономическую обстановку в нашей стране, следует отметить, что полностью избавиться от теневой экономики невозможно. Однако нужно принять меры, чтобы ее доля не росла — добиться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит базу для нормального функционирования отечественных производителей. Только на основе этого можно бороться с теневой экономикой. В нашей стране наиболее действенными окажутся мероприятия по улучшению налоговой системы, ужесточению наказаний, а также постепенный переход на безналичные расчеты.

Список использованных источников

  1. Уголовный кодекс РФ Актуальная редакция УК РФ от 31.12.2017 с изменениями, вступившими в силу с 11.01.2018
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О противодействии коррупции От 25 декабря 2008 г.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»
  4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2015. — 734 с. — (Серия: Homo faber)
  5. Степанов А.А., Морозова Н.В., Савина М.В., Жукова Н.В., Степанов И.А., Алишаев Э.А. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика).- М.: Старая Басманная, 2017.-164 с.
  6. Теневая экономика и уголовный закон / Под ред. Макарова Д.Г. — М.: Юрлитинфо, 2015. — 216 с.
  7. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. — 136 с.
  8. Теневая экономика в России: больше вреда или пользы? [Электронный ресурс]. —Режим доступа:http://www.bbc.com/russian/features-41130228