Нефтегазовая отрасль, являясь сырьевым вектором нашей страны, еще долгие годы будет оставаться центральной в отечественной экономике. Аудит нефтедобычи является важным и неотъемлемым элементом данной сферы, представляющий собой систему проверки и подтверждения достоверности отчетности нефтедобывающих предприятий. Мировой опыт регулирования государством данной сферы показывает необходимость формирования эффективной отраслевой методики аудиторской проверки, которая представляет собой результирующий момент всех теоретических разработок в сфере аудиторской деятельности и способствует повышению достоверности полученных результатов. По сравнению со странами с развитой системой аудита, в нашей стране она разработана недостаточно, поэтому, в связи с современными интеграционными процессами в экономике, использование международной практики осуществления аудиторской деятельности становится наиболее актуальным, с целью повышения доверия к аудиту в России и соблюдения общественных интересов.

В настоящее время вопрос об оптимальной доле участия государства в экономической системе страны является наиболее актуальным. Современные экономисты отмечают разное соотношение государства и рынка, которое должно быть в той или иной отрасли. В такой пропорции данные акторы не противостоят, а, наоборот, дополняют друг друга. При этом не стоит забывать, что роль государства нельзя оценивать однозначно на основе отдельно взятых параметров, так как механизм государственного регулирования является весьма тонким, сложным и многогранным процессом. Мировой опыт функционирования нефтегазового комплекса, например, в Норвегии, Великобритании, Саудовской Аравии и других странах, связанных с добычей и последующей реализацией нефти и газа, показывает и доказывает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы. Данное участие, в первую очередь, должно проявляться в виде государственного аудита, который связан с объективной оценкой функционирования предприятий (в узком смысле) или отрасли в целом (в широком смысле) по всем направлениям их деятельности.

В связи с мировой глобализацией, вступлением России в ВТО, взаимодействием с зарубежными странами, подписанием международных контрактов, осуществлением совместных проектов, которые требуют объективной оценки их эффекта на экономику, наиболее актуальной задачей государства является модернизация методов и средств государственного аудита. Стоит отметить, что рынок аудиторских услуг сформировался относительно недавно в нашей стране, по сравнению с его родоначальницей Англией, где четко налажена система государственного регулирования аудита. Сложно не заметить, что в начале 21 века система аудита во всем мире претерпела некоторые существенные изменения, в связи с прецедентами в крупных аудиторских компаниях. Первые попытки устранения причин подобных конфликтов принадлежат США, которые приняли закон Сарбейнса — Оксли, ужесточающий требования к финансовой отчетности, ее подготовки, а также рассматривающий вопросы независимости аудиторов и полной финансовой прозрачности. Далее последовали изменения в ряде стран Евросоюза, Австралии, Канаде и т.д. Данная тенденция коснулась и России, когда в 2004 году началась разработка закона «Об аудиторской деятельности» (вступил в силу в 2008), который стал предусматривать проведение аудита только в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД), которые основаны на международных стандартах аудита (МСА), но, тем не менее, существенно от них отличаются. В итоге, необходимость перехода к МСА вызвана невозможностью существующего в настоящее время аудиторского заключения, закованного в рамки ФПСАД, удовлетворять интересам неограниченного круга пользователей в мировых масштабах. Данная проблема стала решаться весьма стремительно в последние годы, и переход на новые стандарты аудита планируется на 1 января 2017 года. По мнению Л.З. Шнейдмана, директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансовой отчетности, «главное изменение касается формы и содержания аудиторского заключения. Вместо аудиторского заключения на одной странице со стандартным текстом предлагается более расширенное, более информационно насыщенное заключение». []

Стоит отметить, что понятие аудит является весьма широким, поэтому для понимания можно выделить следующие основные виды аудита нефтегазовой отрасли:

1. Аудит затрат на добычу нефти. Самая сложная процедура в аудиторской проверке, поскольку для достоверного определения себестоимости добычи нефти необходимо регулярно осуществлять контроль правильности ее формирования. Учет затрат на добычу нефти представляет собой единый учетный процесс исследования затрат в неразрывной связи с объемом добываемой нефти. Таким образом, метод учета затрат является определенной взаимосвязью приемов и способов отражения и контроля издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

2. Аудит запасов. Проводится в целях определения капитализации компании, ее справедливой рыночной стоимости, а также определения залоговой стоимости при сторонних заимствованиях и размещении акций на фондовых биржах.

3. Экологический аудит означает оценку соблюдения организацией требований законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Финансовый и налоговый аудит — проверка финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности предприятия и выражение мнения о её достоверности с целью мониторинга наиболее крупных и значимых участников рынка и снижения рисков недобросовестных действий.

5. Аудит проектов. Проверка определенным кругом экспертов различного вида проектов, от стадии их разработки «на бумаге» до их полной реализации.

6. Социальный аудит позволяет измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются, прежде всего, формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов.

7. Маркетинговый аудит является весьма новым направлением, однако не меньше влияющим на деятельность организации. Данный вид аудита позволит оказывать существенное влияние на повышение эффективности деятельности предприятия, полноту и качество выполнения основных маркетинговых функций, а также подвергнуть коррекции общую стратегию предприятия, обеспечить его прибыльность, выживаемость, повысить его деловую активность на рынке.

К тому же, следует учесть, что качество аудиторского заключения зависит и от законодательной базы страны в целом. Являясь более структурированной и понятной, она дает больше возможностей для полноты и достоверности аудиторской проверки. Ниже представлена таблица 1, содержащая информацию об основных изменениях в законодательной базе стран в сфере нефти и газа. Данные поправки касаются наиболее значимых сторон, учитываемых при проверке в нефтегазовой отрасли: финансирования, методологии расчетов, правил оценки проектов, регулирования монополий, доступа третьих сторон и т.д.

Таблица 1 — Совершенствование законодательной базы промышленной сферы некоторых стран мира

Страна Суть изменения Название документа Дата вступления в силу
Великобритания Определение объема финансирования инфраструктурных проектов, в том числе по строительству трубопроводов и электрогенерирующих мощностей Национальный план введения инфраструктуры на 2016–2021 годы от 23 марта 2016 г. 23 марта 2016 г
Мексика Определение условий вертикального (по видам деятельности) и горизонтального (по регионам) разделения электроэнергетической монополии Условия строгого юридического разделения Федеральной комиссии по электроэнергетике от 11 января 2016 г. 11 января 2016 г
Китай Установление методологии расчетов и порядка отчетности компаний в рамках планирующейся к внедрению системы торговли квотами на выбросы парниковых газов Руководство Национальной комиссии КНР по развитию и реформам от 19 января 2016 г. по организации торговли квотами на выбросы парниковых газов 19 января 2016 г.
Канада Правила оценки проектов по строительству трубопроводов с точки зрения воздействия на окружающую среду и местное население Временные меры Правительства Канады от 27 января 2016 г. 27 января 2016 г
Бразилия Регулирование доступа третьих сторон к газопроводам, определение порядка работы компании, предоставляющей газотранспортные услуги Резолюция Бразильского национального агентства по нефти, природ- ному газу и биотопливу № 11/2016 от 18 марта 2016 г. 18 марта 2016 г

Источник данных: []

В России также прослеживаются некоторые изменения. Наиболее важными среди них являются, во-первых, активная поддержка в разработке и внедрении инициатив ОЭСР (например, законопроект, предусматривающий необходимость подачи межстрановой отчетности в России для международных групп с совокупной выручкой, превышающей 50 млрд руб.). Во-вторых, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2016 № 116 «О внесении изменений в Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», который предусматривает размер платы за проведение государственной экспертизы полезных ископаемых, некоторые изменения в сроках ее проведения, материалах, направляемых для проведения экспертизы и т.п. И, наконец, «Единый фонд геологической информации о недрах», который позволит обеспечить госорганы полной информацией о недрах на территории РФ и ее континентальном шельфе. Новая редакция закона предусматривает разделение геологической информации на первичную, полученную непосредственно в процессе недропользования, и на интерпретированную — по результатам обработки первичной геологической информации о недрах. []

Итак, исходя из опыта мировых стран с развитой системой аудита, можно сделать вывод, что для совершенствования методов государственного аудита в России необходимо:

1) Наличие легко администрируемой налоговой системы;

2) Наличие высококвалифицированного персонала, как на проверяемых предприятиях, так и в аудиторских фирмах, с целью получения лучших результатов контроля;

3) Грамотное информационно-аналитическое обеспечение аудиторов, которое частично должно достигаться благодаря государственной информационной системе «Единый фонд геологической информации о недрах»;

4) Высокое качество оформления результатов проверки, которые не должны носить формального характера, а реально решать проблемные вопросы, в случае их обнаружения;

5) Наличие постоянства и регулярности аудиторских проверок, и, в случае обнаружения нарушений, возможность оперативного их устранения;

6) Единая корпоративная этика, основанная на успешном опыте стран с устоявшейся системой аудита. Данная необходимость связана со сложившимися в нашей стране исторически стереотипами по отношению к аудиторским проверкам, которые, по мнению большинства российских компаний, созданы с карательной целью. Переход к международным стандартам аудита (МСА) как раз должен решить подобные проблемы (Рисунок 1).

klsasp_1.png

Рисунок 1 — Новые и пересмотренные стандарты подготовки аудиторских заключений

Источник: []

Итак, рассмотрев ситуацию в сфере международного аудита, не вызывает сомнений необходимость более активной роли государства в модернизационных процессах, так как усиление государственного участия и регулирования в нефтегазовой сфере может способствовать оптимизации всех процессов в отрасли. В ходе аудиторской проверки предприятия нефтедобычи можно использовать целый комплекс приемов и методов осуществления контроля за достоверностью и эффективностью ведения отчетности. Поэтому, по нашему мнению, аудитору целесообразно реализовать системный подход к построению концепции аудиторской проверки предприятий нефтедобычи, где аудит является одним из ее звеньев. От содержания и эффективности государственной политики в нефтегазовой сфере во многом зависит не только политическое и экономическое будущее, но и внешнеэкономические и геополитические позиции России.

Список литературы

  1. http://god2017.com/novosti/mezhdunarodnye-standarty-audita-v-rossii-s-2017-goda
  2. Global oil and gas tax guide 2015
  3. http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=141453
  4. Ксенофонтова О. В., Этова Е. В. Маркетинг как инструмент регулирования хозяйственной деятельности и снижения рисков на предприятиях нефтегазовой отрасли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 33. — С. 136–140. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95589.htm.